Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Бизнес в тисках - есть ли в России рецессия? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Бизнес в тисках - есть ли в России рецессия?

25 июня 2025 Финам Бабанова Мария

Рецессия в России - миф или реальность? ЦБ ее не наблюдает, глава “Сбера” отрицает, министр экономического развития предупреждает, что она близко, а президент просит не допустить. Пока власти спорят, бизнес несет потери и сигналит о кризисе. О том, что сейчас на самом деле происходит с российской экономикой, Finam.ru рассказали эксперты.

Следствие ведут знатоки
Классическая экономическая теория говорит нам о том, что рецессия - это одна из четырех фаз экономического цикла: восстановление, бум, охлаждение, рецессия. О ее наступлении можно говорить, когда пиковый период экономической активности сменяется резким спадом до нулевых или близких к нулю значений в течение двух кварталов подряд и сопровождается снижением инвестиций, выпуска, занятости и иногда уменьшением темпов инфляции и даже дефляцией.
“Рецессия предполагает значительное и устойчивое снижение экономической активности. В частности, формально под рецессией понимают сокращение ВВП в течение двух кварталов подряд и более. Однако к моменту ее фиксации уже проходит значительное количество времени, когда экономика в ней прибывает. В этот период растет уровень безработицы, сокращаются расходы, инвестиции, производство”, - объяснил Альберт Короев, начальник отдела экспертов по фондовому рынку “БКС Мир инвестиций”.
Релевантно ли это описание для текущей ситуации в российской экономике? Участники Международного петербургского экономического форума, который состоялся на прошлой неделе, разошлись во мнениях по этому вопросу.
“У нас сейчас, знаете, я бы сказал, похолодание, но за похолоданием всегда приходит лето”, - ответил министр финансов Антон Силуанов.
Более оптимистично высказалась глава Банка России Эльвира Набиуллина. Она выразила мнение, что началось даже не охлаждение, а выход из перегрева.
Их обнадеживающий дискурс “разбавили” пессимистичные слова главы Минэка Максима Решетникова. “По цифрам у нас охлаждение. Но у нас все наши цифры - это зеркало заднего вида. По текущим ощущениям бизнеса, мы в общем уже, кажется, на грани перехода в рецессию”, - сказал министр.
Позже их дискуссию поддержал и глава “Сбербанка” Герман Греф, подчеркнув, что никакой рецессии в России нет, но есть плавное замедление темпов роста. Также он озвучил обеспокоенность инвестиционным климатом в стране.
“Фактически предприятия остановили инвестиционный цикл. Мы, крупнейший банк, который финансирует инвестиционные проекты в стране, у нас примерно доля, мы оцениваем, 60-65%. Впервые за долгое время, с начала этого года, мы не профинансировали ни одного нового инвестиционного проекта”, - заметил Греф в интервью телеканалу РБК.
По его мнению, причиной такого явления стала слишком высокая ключевая ставка и поэтому уже пора переходить к смягчению финансовых ограничений.
Свои “пожелания” финансовым властям страны оставил и президент России Владимир Путин, призвав не допустить ее наступление в стране. “Некоторые специалисты и эксперты указывают на риски стагнации и даже рецессии. Этого, безусловно, ни в коем случае нельзя допустить”, - заявил глава государства во время пленарного заседания ПМЭФ.

Бизнес в тисках ключевой ставки
Официальная статистика пока говорит о том, что экономика растет, хотя далеко не прежними темпами. Согласно данным Росстата, по итогам первого квартала 2025 года рост ВВП в годовом выражении составил 1,4%, а в четвертом квартале 2024 года - 4,5%.
И все же, несмотря на все еще положительные значения, бизнес жалуется на серьезные проблемы. В кулуарах ПМЭФ президент Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП) Александр Шохин рассказал “Ведомостям” о том, что ухудшения финансового состояния компаний наблюдаются в экономике с конца прошлого года. По его данным, в одной только угольной отрасли 30 компаний оказались в “красной зоне”. Сложности наблюдаются также в строительстве.
Как уточнил изданию руководитель объединения малого и среднего бизнеса “Опора России” Александр Калинин, жалобы в основном связаны со снижением выручки и трудностями с обслуживанием каждого пятого кредита. Представители бизнеса хотели бы видеть ключевую ставку в 12%, а не 20%, как сейчас, поскольку стоимость заимствований существенно превышает доходность компаний, что усугубляет их финансовое состояние.

“Ключевая ставка на уровне около 20% (а в реальном выражении более 10%) в течение более чем двух кварталов, безусловно, оказывает ограничительное влияние на экономическую активность. Жесткость ДКП (хотя это далеко не единственная проблема в экономике) становится все более чувствительной для многих в бизнесе. Одновременно руководство ЦБ подтвердило, что по-прежнему сохраняет цель добиться устойчивого снижения инфляции к 4% в будущем году, а ситуация в экономике развивается близко к его прогнозу (предполагающему замедление роста ВВП до 1-2% в этом году, но не рецессию). Если ситуация будет развиваться, как сейчас, то ЦБ на заседании 25 июля, скорее всего, продолжит снижение ключевой ставки, начатое в июне. Шаг снижения прогнозировать сейчас трудно, но резкое (более чем на 100 б.п.) снижение сейчас представляется менее вероятным, исходя из вариантов, рассматривавшихся советом директоров на прошлом заседании (неизменность ставки, снижение на 50 б.п. или на 100 б.п.), а также высказывания директора департамента ДКП Банка России Гангана, что в условиях неопределенности и рисков, связанных с устойчивостью динамики инфляции, умеренные (менее 100 б.п.) шаги тоже вполне в текущей ситуации оправданы и могут быть “на столе”. Хотя, как постоянно отмечает регулятор, все решения будут зависеть от данных”, - прокомментировала Ольга Беленькая, руководитель отдела макроэкономического анализа ФГ “Финам”.
Получается, что процесс снижения ставки до оптимального для бизнеса уровня может затянуться. Но регулятору сейчас опасно двигаться слишком быстро, поэтому ему приходится проявлять осторожность.
“В условиях все еще серьезных проинфляционных рисков чрезмерно быстрое снижение ставки (и даже его ожидание экономическими агентами) может резко изменить модель поведения домохозяйств от сберегательной к потребительской, стимулировать излишнюю кредитную активность, а это может подорвать складывающийся тренд на замедление инфляции”, - объяснила Беленькая.

Дело есть, доказательств нет
И все-таки цифры - вещь достаточно упрямая. И вступая в дискуссию о рецессии в России, эксперты, опрощенные Finam.ru, заявили, что, судя по официальным данным, пока видят только риски наступления рецессии, а не ее саму.
Так, директор по аналитике “Ингосстрах Банка” Василий Кутьин, оценивая вероятность рецессии, призвал дождаться выхода статистики за второй квартал 2025 года, которая будет доступна в конце июля - начале августа, чтобы проанализировать дополнительные показатели, так как динамика по различным секторам неоднородна, что требует дальнейшего анализа. Кроме того, при анализе состояния экономики он порекомендовал обратить внимание на такой косвенный показатель, как индекс деловой активности (PMI), который сейчас сигналит о том, что с большой вероятностью экономика будет оставаться на траектории роста, но темпы роста будут постепенно снижаться.
“Так, индекс PMI в сфере услуг в мае 2025 года увеличился до 52,2 пункта, PMI в обрабатывающих отраслях составил 50,2 пункта, композитный индекс достиг 51,4 пункта, что выше показателя апреля. Согласно методике расчета PMI, показатель выше 50 указывает на рост. Но важно помнить, что PMI больше отражает настроения, чем реальные данные. Рост тормозят два важных внутренних фактора: это трудности с привлечением средств и низкий уровень безработицы. Денежно-кредитные условия постепенно охлаждают кредитование. По данным ЦБ, в мае 2025 года месячный рост кредита экономике замедлился, составив 0,7% против 1% в апреле. Прирост кредита экономике за год снизился в мае 2025 года до 10,9%, в апреле наблюдался прирост в 12,4%. Снижение регулятором ключевой ставки на 1 п.п. отображает положительную тенденцию, уровень 20% ставки ЦБ все еще слишком высок для инвестирования, а внутренних ресурсов бизнесу чаще всего не хватает. Главным фактором поддержки экономики остаются государственные расходы - инвестиции в инфраструктурные проекты, прямая поддержка отраслей (например, угольной отрасли и АПК). Также следует обратить внимание на внешнеэкономические факторы, а конкретно - ситуацию с экспортом. По экспертным оценкам, в 2025 году в России есть вероятность небольшого снижения ВВП, например, если сократится спрос на российскую продукцию со стороны Китая”, - рассказал Кутьин.
Озвучивая свое мнение, Беленькая тоже обратился к статистике, которая упрямо говорит о росте, а не о спаде.
“Пока данные говорят в пользу продолжения роста экономики в этом году (наш прогноз - примерно на 1,5%), хотя это значительно более медленные темпы, чем в 2023-2024 годах, и ниже, чем предполагает апрельский прогноз Минэка (2,5%). По итогам года рецессия не ожидается, хотя, с учетом уже случившегося сокращения ВВП в первом квартале 2025 года на 0,6% по отношению к предыдущему кварталу с коррекцией на сезонность, нельзя полностью исключить внутригодовую техническую рецессию. И есть риски, связаны с неоднородной динамикой экономической активности по отраслям и с неизбежным запаздыванием экономических данных, поэтому Решетников назвал их “зеркалом заднего вида”, - высказала свое мнение Беленькая.
Переживать за малый и средний бизнес как за индикатор главных проблем в экономике России, тоже не стоит, считает генеральный директор инвестиционной платформы “ИнвойсКафе” Геннадий Фофанов.
“Малый и средний бизнес не является локомотивом российской экономики и никогда не являлся. Данные от краудлендинговых компаний говорят о том, что малый бизнес находит возможности кредитоваться в период высоких ставок по кредитам в банках, например, занимая деньги напрямую у физлиц через краудлендинговые платформы. Что касается локомотивов, то ими являются крупные госкорпорации, а в текущее время - еще и ВПК, и там хороший рост, инвестиции, госфинансирование. ВПК, хочется верить, толкает вперед и другие, вспомогательные производства. Узким местом этого роста является рекордно низкий уровень безработицы - около 3,3%. Таких цифр не было никогда, и это создает трудности для найма, а кроме того, полагаю, некоторых специалистов рабочих профессий просто не хватает, их не было выпущено из учебных заведений в нужном количестве. Значит тех, кто был выпущен, ждут хорошие условия труда и высокая зарплата. Да, металлургия и угольная отрасль находятся в сложном положении из-за цен на сырье и санкций, но это тоже временно. IT, ритейл, финансовые компании и банки чувствуют себя хорошо, это видно по их капитализации на бирже. Они платят дивиденды, которые получит в том числе и бюджет, а также многочисленные миноритарии”, - сказал Фофанов.
Управляющий директор инвесткомпании “Риком-Траст” Дмитрий Целищев тоже считает, что говорить о рецессии преждевременно, так как из основных признаков рецессии видны только снижение ВВП и спад производства. Он также отметил, что сейчас нет заметного снижения инвестиционной активности предприятий, доходы населения остаются на высоком уровне, а уровень безработицы, наоборот, на исторически низких показателях.
“Мы не видим явных признаков рецессии в моменте. Да, российская экономика прошла стадию перегрева, в том числе через систему жестких мер, направленных на снижение инфляционного давления. Однако сейчас мы наблюдаем, наоборот, осторожный разворот в сторону смягчения этих мер - через снижение ключевой ставки, обсуждение и введение дополнительных стимулов для бизнеса со стороны государства. Экономика адаптируется, а текущая коррекция - это скорее переход в более устойчивую траекторию роста, чем начало полноценного спада”, - добавил Целищев.

Но не перейдет ли экономика опасную черту, сейчас сказать сложно, предупредил Иван Вербный, аналитик проекта bitkogan. По его мнению, временные драйверы роста прошлых лет - бюджетные вливания и кредитная экспансия - уже исчерпали себя и теперь, напротив, оказывают сдерживающее влияние, а другие факторы, наоборот, будут ее замелять. К ним он отнес жесткую ДКП, сокращение структурного дефицита федерального бюджета и существенное укрепление рубля.
“Поэтому прогнозы на второе полугодие пессимистичны. Можно ожидать, что ВВП будет стагнировать - его рост окажется минимальным или вовсе нулевым. Это означает, что экономика приблизится к грани технической рецессии. Центральный банк на последнем заседании также признал, что рост смещается к нижней границе прогнозного диапазона регулятора 0-1% г/г в четвертом квартале 2025 года. Мы подходим к состоянию, близкому рецессии”, - заключил собеседник Finam.ru.