Цифровизация изменила модель потребления многих людей. Теперь практически любой товар доступен по клику компьютерной мышки и значительная часть торговли перемещается в интернет. Тем не менее, популярность традиционных магазинов сохраняется за счет старших поколений и желания покупателей видеть товар вживую.
В современном мире можно покупать товары и услуги онлайн. И даже попробовать свои силы в качестве инвестора на фондовом рынке. Научитесь бесплатно торговать на бирже акциями, валютой, фьючерсами и другими биржевыми инструментами без рисков и вложений по реальным котировкам с бесплатным учебным демосчетом с виртуальным депозитом от «Финама».
Finam.ru рассказывает, как россияне совершают покупки в 2025 году.
Продукты, лекарства и мебель по-прежнему покупают офлайн
Традиционный ритейл проигрывает онлайн-покупкам практически по всем фронтам. Однако исследование компании MAR CONSULT показало, что 59% россиян чаще покупают продукты офлайн, 44% - лекарства и 43% - мебель. Продукты большинству удобнее покупать сразу на месте, а мебель россияне предпочитают потрогать перед покупкой.
С небольшим перевесом онлайн стал популярнее для техники: 39% респондентов покупают ее онлайн против 35% - офлайн, товары для сада и дачи - 32% против 22%%, косметика - 32% против 28% и зоотовары - 28% против 22%. Одежду, детские товары и автотовары одинаково часто покупают офлайн и онлайн.
Для любителей посмотреть товар живьем перед покупкой наиболее важным фактором оказалась тактильность. При этом 65% покупателей офлайн отметили приятный эмоциональный опыт и комфортное обслуживание.
Эксперты подчеркивают, что для товаров, которые люди привыкли покупать срочно, сразу на месте, по-прежнему лидирует традиционная торговля. Для сохранения доли на рынке офлайн торговым точкам нужно делать упор на интерактивность и приятный эмоциональный опыт от покупки вживую, а онлайн-магазинам совершенствовать логистику и ускорять доставку.
Спонтанные покупки совершает большинство
Легкость в приобретении товаров зачастую приводит к спонтанным покупкам, сделанным под влиянием эмоций. Так, по данным исследования онлайн-сервиса Moneyman, которое приводит «РИА Новости», 73% россиян признались, что совершали импульсивные покупки как минимум один раз в этом году. Только 10% участников опроса ответили, что не совершали таких покупок, еще 17% респондентов затруднились с ответом.
Среди тех, кто совершал импульсивные покупки, 37% потратили до 5 тыс. рублей, 22% - от 5 до 10 тыс. рублей, 16% - от 10 до 15 тыс. рублей, 11% - от 15 до 20 тыс. рублей, 9% - свыше 20 тыс. рублей. Еще 5% участников опроса затруднились с ответом. Причем 18% респондентов признались, что использовали для спонтанных покупок кредитные деньги, но подавляющее большинство, 82%, тратили собственные средства.
Молодежь также меняет тренды в способах оплаты покупок. Так, по данным исследования платежного сервиса ЮMoney, если 50% миллениалов используют банковские карты, то среди зумеров ими расплачиваются только 30%. Треть зумеров использует альтернативные методы оплаты, например, бесконтактные сервисы и QR-коды.
Зумеры также стали основным поколением, которое ориентируется на блогеров при выборе товаров. Так, 42% признались, что они совершают покупки в интернете под влиянием популярных личностей. Для 91% важнее отзывы реальных покупателей товаров, а не лидеров мнений.
Маркетплейсы захватывают рынок
Маркетплейсы стали самым популярным местом для покупок в интернете. Так, согласно исследованию МТС AdTech и МТС Банка, почти 90% россиян совершают покупки на маркетплейсах. Так, 85% респондентов покупают товары на Ozon, 72% - на Wildberries и 49% - на Яндекс. Маркете.
По данным МТС Банка, количество платежей за год выросло на 24%, однако средний чек снизился на 5% до 2040 рублей. Чаще всего маркетплейсами пользуется самое молодое поколение альфа. Именно альфы совершают более 70% покупок на маркетплейсах, зумеры - каждую вторую онлайн-покупку, миллениалы - каждую третью, бумеры - каждую десятую, а иксеры - менее 7%.
Напомним, что к поколению альфа относятся люди, родившиеся с начала-середины 2010-х годов по середину-конец 2020-х годов. К зумерам - люди с 1996 - 2010 годов рождения, к миллениалам - люди 1981 - 1995 годов рождения, к иксерам - те, кто родились с 1965 по 1980 годы, и к беби-бумерам - люди 1946 - 1964 годов рождения.
По данным МТС Банка, иксеры и бумеры в среднем тратят на маркетплейсах больше всех - около 1780 рублей. У миллениалов средний чек ниже - 1450 рублей, а у зумеров и альфа еще ниже - 1170 рублей.
Если старшие поколения чаще покупают на маркетплейсах товары для дома и продукты питания, то альфы и зумеры предпочитают непрактичные, а эмоциональные покупки. Они чаще покупают видеоигры, одежду и цифровые подписки.
Эксперты ЮMoney отмечают сдвиг в модели потребления. Например, миллениалам нужно всё сравнить, изучить и найти лучшее предложение, а для зумеров важнее эмоции и тренды в соцсетях. Они не ищут товар, а наталкиваются на него в ленте соцсетей. По мнению аналитиков, сейчас для привлечения молодежи уже недостаточно рациональных моделей потребления, необходимо также эмоционально вовлекать их процесс покупок. Те ритейлеры, которые продолжат общаться с молодыми поколениями на языке прагматизма, рискуют проиграть конкурентную борьбу на рынке.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
