Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
CTRL лизинг: есть ли идея? » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

CTRL лизинг: есть ли идея?

5 сентября 2025 Кот.Финанс

В ожидании снижения ставок и переоценки доходности понятных историй – ищем идеи в мутной воде. CTRL дает до 38% на 3,5 года. Идеальный фикс перед снижением ставок? Разбираем отчетность, бизнес, учитываем мнения инсайдеров

О компании

Когда-то одна из самых молодых цифровых лизинговых компаний. По субъективной оценке компания неплохо понимала бизнес-модель своего сегмента (грузоперевозки, такси), юнит-экономику и за счет этого принимала повышенные риски. Рейтинг ВВ+ от Эксперт РА

Ctrl сегодня:

🔘27 месте в рейтинге Эксперт РА, за год снизившись на 9 позиций

🔘новый бизнес снизился почти в 2 раза: с 51 млрд в 2023 до 26 млрд в 2024 (у Балтийского лизинга, сводной сестры Ctrl – рост нового бизнеса)

🔘анабиоз в части взаимоотношений с инвесторами.

Но обо всём по порядку

Финансы

Аудиторское заключение малоинформативно и составлено компанией не из BIG-4, и скорее всего даже не из ТОП-50 👉Почему важно?

В 2022 году изменился стандарт, поэтому снижения выручки нет. А вот динамика 2023-2024 совсем не похожа на динамику других участников лизингового рынка. Рост выручки 2024 скорее связан с пересмотром ставок по уже заключенным договорам, т.к. объем нового бизнеса упал почти в 2 раза. Выручка 2025 пока не снижается по тем же причинам

CTRL лизинг: есть ли идея?

У CTRL почти нет капитала, вся деятельность в долг, причем в очень дорогой долг. Поэтому вся рентабельность размывается огромными процентами к уплате (7,4 млрд при выручке 10,2 млрд за 2024), управленческими расходами (0,9 млрд) и сальдо прочих доходов/расходов (0,8 млрд: продажа лизинговых ТС, цессии и пр.)

Капитал всего 5%, остальное – долг. Выкачивание дивидендов в 2022 году (возможно, собирали остатки со всех бизнесов для покупки Балтийского лизинга) плохо отразилось на структуре баланса. Динамика последних кварталов показывает выбытие активов из ДЗ и доходных вложений во внеоборотные активы (лизинг) в запасы (проблемные активы, сток).

И отрасль в целом – чистая прибыль и капитал субъективны и управляются суммами резервирования

Плюсы

+ доходность облигаций 34% со сроком 3-3,5 года

+ CTRL в группе со стабильным Балтлизом

Риски

· нулевая коммуникация с инвесторами: CTRL только выполняет необходимый минимум (РСБУ-отчетность), забив на обновление презентаций, конф-коллов, МСФО. На наш e-mail запрос тоже не ответили

· явное сворачивание бизнеса: снижение в рейтингах ЛК, падение нового бизнеса ❗️

· потеря интереса собственниками? Ранее планировалась докапитализация, чтобы поддержать бизнес – не реализовалась

· исторически рискованный сегмент (грузоперевозки, такси), который сейчас испытывают самый сильный кризис с 2009 года. Вероятно, портфель держится на реструктуризациях. Средний аванс по договорам 5% (очень мало)

· доплата НДС: преимущество лизингового бизнеса в возмещении НДС работает только на растущем портфеле. Как портфель начинает падать – необходимы доплаты НДС в бюджет. Это рушит бизнес-модель, особенно в условиях дорогих денег. На растущем портфеле ЛК пользуется бесплатными 20%, а на падающем – доплачивает. Поверхностно касались этой особенности тут👈

· везде торчат уши🐰 госбанков: ПСБ – залогодержателей долей в Балтлизе, ГИЛК, Контроле. У Сбера «золотая акция» и возможно тоже залоги

🐾Выводы

CTRL – сводная сестра Балтлиза. Но взаимных поручительств нет, и друг друга спасать компании не должны. Похоже, что собственники потеряли интерес к CTRL на фоне кризиса в отрасли лизингополучателей (основа портфеля – магистральные грузоперевозки). Идея может быть только под сохранение репутации собственника – GILK (Жарницкий). Но мы не знаем условия кредита под покупку Балтлиза. Если у г-на Жарницкого наступит Margin-call и Балтлиз поменяет собственника (на ПСБ, или Сбер), то вопрос репутации за CTRL уйдет на второй план. Идея для крепких 🥚🥚Выпуски CTRL достойны риск-портфеля с долей 1-2%. Консервативным инвесторам лучше смотреть со стороны