Каким будет влияние повышения НДС с 1 января 2026 г. на финансовое состояние эмитентов и российский фондовый рынок?
Доходы бюджета 2025 г. окажутся ниже запланированных, а дефицит по итогам года ожидается на уровне 2,6% ВВП, или 5,74 трлн руб. Изначально правительство планировало уложиться в 0,5% ВВП, а потом 1,7% ВВП, но от нефтяников поступает денег меньше, чем хотелось бы. Доля нефтегазовых доходов в бюджете страны в принципе постепенно снижается, а вариантов пополнения казны остается не так много. На этом фоне повышение налоговой нагрузки выглядит неизбежным.
Да, правительство после повышения налога на прибыль и подоходного налога с 2025 г. обещало как минимум до 2028 г. не трогать эту тему, а министр финансов в рамках ПМЭФ буквально три месяца назад говорил о том, что налоги — это «инструмент предсказуемости нашей политики». Однако, видимо, ситуация требует срочной корректировки.
Выбор пал на НДС, так как это косвенный налог, который легко и быстро можно собрать с населения и бизнеса. Он дает почти 37% поступлений в федеральный бюджет. Сейчас за счет его увеличения до 22% Минфин планирует в ближайшие три года пополнить казну на 4,4 трлн руб.
Предложение Минфина рынок закономерно расценил как негатив. Рост налогов в экономике ведет к снижению спроса и охлаждению деловой активности. Доходы населения не выросли, а вот цены за счет повышения НДС явно прибавят. Совокупный спрос падает, как и темпы экономического роста.
НДС уже повышали в 2019 г. — с 18% до 20%. Тогда рост российской экономики действительно замедлился с 2,5% до 1,3%. Цены выросли, но сильного скачка не наблюдалось. Но и финансовое состояние многих компаний на тот момент было все-таки лучше, чем сейчас. Ключевая ставка приличное количество времени держится на высоком уровне, кредиты дорогие, а теперь еще и рост налогов. Все это оптимизма бизнесу не добавляет.
К тому же, помимо увеличения ставки НДС, также резко снижается порог доходов бизнеса на упрощенке, от которого возникает обязанность его уплаты — с 60 млн до 10 млн руб. Среднему, малому бизнесу и микропредприятиям будет сложно, не все смогут продолжить работу. Такая непредсказуемость в налоговой политике в принципе не позволяет бизнесу планировать свою работу «вдолгую». Многие живут сегодняшним днем.
Но и это еще не все. Появилось предложение обложить НДС также операции с банковскими картами. Освобождение от НДС, действующее с 2006 г., затрагивает операции и услуги, связанные с обслуживанием карт, а также процессинг и эквайринг. Если поправки примут, то и эта часть работы бизнеса тоже подорожает.
Из анализа всех этих изменений можно сделать очевидный вывод — цены вырастут, а бизнесу жить станет тяжелее. Инфляционные ожидания растут, рост дефицита бюджета и увеличение НДС могут замедлить процесс смягчения денежно-кредитной политики.
Повышение НДС — негативный фактор для российского фондового рынка. Если поправки примут, финансовое положение многих компаний может ухудшиться. Ряд секторов пострадает сильнее всего. Сюда можно отнести компании, ориентированные на внутреннего потребителя. Влияние на финансовый сектор скорее нейтральное. Он уже показал свою устойчивость к текущей ситуации. На компании нефтегазового сектора, металлургов и застройщиков новые ставки тоже повлияют, но не так сильно.
Есть и те, кто выиграет от роста ставок — это компании на льготном налогообложении: производители лекарств и продуктов, медицинские организации. Также в плюсе останутся компании, которые зависят от тарификации, например, электроэнергетика.
Очередные поправки в Налоговый кодекс негативно повлияют на финансовое положение ряда российских компаний. Повышение НДС также не способствует росту котировок на фондовом рынке. Однако снижение ключевой ставки в дальнейшем может хотя бы частично нивелировать влияние роста налогов.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
