
Европе не хватает газа — хранилища пустеют быстрее нормы на фоне холодной зимы и сокращения поставок из России. Но ЕС планирует сокращать импорт российского газа и дальше. Рассуждаем, сможет ли Европа пережить следующую зиму, и какова цена политических решений.
По данным Gas infrastructure Europe, 18 января подземные хранилища газаа (ПХГ) в ЕС были заполнены менее чем наполовину. Это на 30% ниже среднего значения для этого времени года в 2021–2025 годах (аномально тёплые зимы) и на 22% ниже периода 2017–2021 годов (до отказа от российского трубопроводного газа).
При этом в отдельных странах ситуация ещё хуже. В Латвии и Нидерландах заполненность ниже 40%, в Хорватии — ниже 30%. Это несёт угрозу для обеспеченности газом и ценовой стабильности.
🧐 Запасы газа в ЕС измеряются в TWh — терраватт в час. Это тот объём электроэнергии, который можно получить при его сжигании. Для приблизительного перевода в млрд кубометров можно использовать соотношение 1 млрд кубометров = 10,5 TWh.
Запасы газа нужны, чтобы сгладить пиковое потребление в зимний период, когда растёт спрос на отопление. Они позволяют снизить зависимость от поставок. Летом запасы пополняют, а зимой — используют их.
Чем сильнее будут опустошены ПХГ к концу отопительного сезона, тем больше нужно будет закачать в хранилища летом, чтобы к очередной зиме достичь целевого уровня заполненности — 90% к 1 ноября. А если ЕС окажется без запасов до весны — регион столкнётся с реальным дефицитом и будет вынужден покупать СПГ по любым ценам.
Поэтому сокращение запасов подстёгивает рост цен. На прошлой неделе цены на газ в ЕС взлетели на 30%, до $450 за тысячу кубометров. Это по-прежнему ниже, чем в начале 2025 года, но рост может продолжится. Ведь в 2026 году поставки могут сократиться ещё.

Как живёт ЕС без российского газа
В 2021 году ЕС получил из России 157 млрд кубометров, или 45% всего газа. К 2023 году объём поставок сократился до 45 млрд кубометров, а к 2025 — до 38 млрд кубометров.
К 2027 году ожидается, что ЕС полностью откажется от российского газа, даже от СПГ, а значит российские поставки могут упасть до нуля. Это означает сокращение импорта на 12%.

Ниже, чем сейчас, уровень запасов был только в 2022 году на фоне низкой заполненности в начале сезона, аномально холодной зимы и сокращения поставок от Газпрома, который вынужден был направить газ для пополнения собственных хранилищ перед холодной зимой.
В дальнейшем в течение 2022 года поставки Газпрома продолжили падать, но уже по политическим причинам. В результате цены на газ в моменте взлетали до немыслимых $3500 за тысячу кубометров.

Несмотря на это, в дальнейшем цены снизились. Период с 2023 по 2025 годы включительно ЕС смог пережить комфортно, благодаря следующим факторам:
Зимы 2022/2023, 2023/2024 оказались аномально тёплыми, а в сезоне 2024/2025 температура была близка к норме. Это сократило спрос и позволяло избегать сильного истощения запасов.
Сокращение промышленного потребления газа после 2022 года. Из-за скачка цен на энергоносители и монетарного ужесточения промышленность сократила потребление газа, что также разрядило ситуацию. Впрочем, это нельзя назвать решением без потерь.

Российские поставки были замещены СПГ. В первую очередь, ЕС нарастил закупки американского СПГ, которые выросли с 20 до 60 млрд кубометров в год, а в 2025 году достигли максимума в 87 млрд кубометров. Это поставки на спот-рынке, которые идут туда, где больше платят без каких-либо долгосрочных договорённостей. Это не самый предсказуемый источник газа, и довольно дорогой.

Что будет в 2026 году
С 1 ноября 2027 года ЕС планирует полностью завершить закупки российского газа, в том числе СПГ. В 2025 они составили 38 млрд кубометров в год или около 12% от всего потребления.
При этом само потребление может ощутимо вырасти. Холодная зима 2025/2026 приводит к истощению запасов в хранилищах, а значит закупки в летний период будут выше обычного. При этом в Азии потребление газа продолжает органический рост, в отличие от ЕС, и пик часто приходится на лето, когда нужно больше газа для электростанций, питающих холодильное и кондиционирующее оборудование.
Таким образом, ЕС в 2026 году будет зажат следующими рамками:
Необходимость крупных закупок для восполнения истощённых запасов.
Необходимость сокращения закупок из России в рамках политического курса.
Обострение напряжённости в отношениях с США и попытка не увеличивать зависимость от американского СПГ.
Риски обострённой конкуренции с Азией за СПГ летом.
Риски холодной зимы 2026/2027, которые усугубят проблему с доступностью газа.
Это не приведёт к тому, что ЕС в целом столкнётся с реальным дефицитом газа. Но доступность топлива в отдельных странах может серьёзно снизиться, и отраслевым регуляторам придётся серьёзно поработать над тем, чтобы обеспечить энергетическую стабильность.
Очень большое значение будет иметь погода: чем жарче лето и чем холоднее зима, тем тяжелее будет положение Европы. Период 2023–2025 годов оказался очень мягким и благоприятным, что усыпило бдительность политиков и заставило их поверить, что «развод» с Газпромом прошёл гладко. Однако морозы 2025/2026 вновь возвращают участников рынка к суровой реальности — отказ от такого крупного поставщика не проходит без последствий.
Цены на газ в ЕС 2026 году могут вырасти ещё больше. Пока котировки лишь отыграли снижение с июня 2025 года, которое произошло на фоне надежд на урегулирование украинского конфликта и слухов, что есть шансы на возобновление целой нитки Северного потока — 2. Однако переговоры затягиваются, а отношения ЕС и США — обостряются.
На этом фоне ЕС не может отказаться от курса на сокращение российских поставок с одной стороны, и должен очень осторожно подходить к увеличению зависимости от СПГ из США — с другой. Велика вероятность, что рынок газа может испытать очередной шок — не такой масштабный, как в 2022 году, но достаточно чувствительный, чтобы местные потребители ощутили его на себе.
Для сохраняющихся поставок российского газа в ЕС это плюс. Более высокие цены означают более высокие доходы экспортёров: Газпрома и НОВАТЭКа. Они поставляют примерно одинаковый объём, но в общей структуре сбыта НОВАТЭКа поставки в ЕС занимают существенно более высокую долю, поэтому влияние на финансовый результат может быть сильнее. Плюс после полного отказа в ЕС НОВАТЭК может перенаправить свои танкеры в Азию, что делает его экспорт более защищённым в текущей конъюнктуре, несмотря на все санкции.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
