
Европейскому союзу необходимо диверсифицировать источники природного газа, заявил на этой неделе комиссар по энергетике Брюсселя, выразив растущую обеспокоенность в европейских столицах по поводу чрезмерной зависимости ЕС от сжиженного природного газа из США. Однако добиться успеха в этой диверсификации будет непросто из-за ориентированной на сокращение выбросов энергетической политики блока, а также санкций против России.
«Мы ведем переговоры со странами по всему миру, которые способны поставлять нам СПГ», — заявил комиссар по энергетике Дэн Йоргенсен журналистам в Брюсселе на этой неделе, как сообщает Bloomberg. «В разговорах с министрами энергетики и главами государств со всей Европы я определенно слышу о растущей обеспокоенности». Эта ситуация представляет собой интересную смену настроений по сравнению с тем, что было всего четыре года назад. Еще в 2022 году Европейский союз заявил, что в качестве наказания за вторжение на восток Украины он перейдет на закупку российского трубопроводного газа и начнет вместо этого покупать американский сжиженный газ. Представители ЕС приветствовали это решение как важный шаг к энергетической независимости и высоко оценили американских производителей СПГ, а также федеральное правительство США, как надежного делового партнера и поставщика энергии.
Сейчас Европейский союз является крупнейшим региональным покупателем американского сжиженного газа, что, по-видимому, и было запланировано с самого начала, — но этот газ обходится очень дорого, а федеральное правительство сильно отличается от того, каким оно было четыре года назад, и имидж надежного делового партнера и поставщика энергии радикально изменился. Именно дело с Гренландией стало тем самым будильником, который разбудил Брюссель и столицы стран. До этого момента европейские лидеры, по-видимому, предполагали, что Трамп продолжит вести дела с их странами — и с ЕС — как это делал Байден до него, а именно, сохраняя гарантии безопасности и преференциальные торговые соглашения, которые были отличительной чертой трансатлантических отношений на протяжении десятилетий. Только Трамп так не считал. Трамп с самого начала продемонстрировал, что он пришел за вознаграждением — увеличение расходов НАТО, импортные пошлины и, наконец, Гренландия. Однако миф о дружелюбном американском СПГ, способном заменить весь российский газ и обеспечить энергетическую безопасность континента, был развеян еще до появления Гренландии главным представителем Трампа по энергетике. Министр Крис Райт прямо заявил, что американские производители сжиженного газа не намерены соблюдать новые правила ЕС по метану. Эти правила требуют постоянного мониторинга, отслеживания и отчетности об утечках метана по всей цепочке поставок СПГ, а американские производители СПГ в это не инвестируют. Кстати, QatarEnergy тоже.
В ходе беседы с журналистами комиссар Йоргенсен заявил, что европейские покупатели газа рассматривают Катар, Канаду и Алжир как потенциальные пути диверсификации поставок газа. Однако Катар, как и США, ясно дал понять, что не будет отслеживать и сообщать о выбросах метана. И он делал это неоднократно. А поскольку два крупнейших в мире экспортера СПГ вышли из эксперимента по отчетности о выбросах метана, у ЕС действительно мало вариантов — особенно сейчас, когда высшее руководство в Брюсселе одобрило полный запрет на любой импорт российского газа, начиная со следующего года. Конечно, сейчас еще январь 2026 года, и многое может измениться за следующие 12 месяцев, и некоторые наблюдатели за ЕС утверждают, что он скоро изменит свою позицию в отношении российского газа. Однако, пока этот аргумент не получит фактического подтверждения, ЕС не получит доступа к российскому газу — и, если он не отменит регулирование по метану, он также не получит доступа к катарскому и большей части американского газа. В качестве альтернативы, цены на бензин в США просто еще больше вырастут, что поднимет вопрос о том, как долго ЕС сможет себе это позволить. Более важный вопрос заключается в том, каковы реалистичные альтернативы американскому СПГ. Ответ, увы, неприятен. Нет достаточно крупного поставщика СПГ, чтобы занять место Соединенных Штатов, по крайней мере, с экономической точки зрения. Это означает, что покупателям газа в Европе отныне придется искать СПГ по всему миру, стремясь продвинуть новую концепцию диверсификации, предложенную политическим истеблишментом Брюсселя. Между тем, существует торговое соглашение, подписанное председателем Еврокомиссии Урсулой фон дер Ляйен с президентом Трампом в прошлом году, которое предусматривает ежегодный импорт энергоносителей из США в ЕС на сумму 250 миллиардов долларов до 2027 года. Можно поспорить, знал ли Трамп, что ЕС физически не может купить такое количество американских энергоносителей, но хотел заставить их покупать больше нефти и СПГ — что, кстати, он и получил. Импорт американского СПГ в Европейский Союз в прошлом году достиг исторического максимума, хотя его цена была далека от 250 миллиардов долларов. Трамп, вероятно, знал, что европейцы не смогут купить нефти и СПГ на 250 миллиардов долларов. Но если европейцы всерьез займутся диверсификацией, сделка с Гренландией может быть отменена в пользу другого, более прямого варианта. В любом случае, президент Трамп неоднократно доказывал, что следует своим собственным правилам.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
