Непредсказуемая геополитика — ключевой фактор для рынка нефти.
Геополитическая напряженность и растущее давление на покупателей российской и иранской нефти приводят к ужесточению нефтяного рынка и перевешивают ожидания более благоприятного соотношения спроса и предложения в этом году, заявил 12 февраля генеральный директор Vitol Рассел Харди. Выступая на энергетической конференции в Лондоне, Харди заявил, что непредсказуемая геополитика остается «самой пристально отслеживаемой темой» для торговой компании, поскольку цены на нефть в течение последнего года колебались в диапазоне 60–70 долларов за баррель.
«Все были уверены, что предложение превышает спрос, и нас ждет слабый год», — сказал Харди. Однако, по его словам, геополитическая ситуация «продолжала нарастать», и поставки из России, Венесуэлы и Ирана влияли на баланс и настроения.
Platts оценил цену на нефть марки Brent в 73,12 доллара за баррель, что на 21% выше, чем в середине декабря, в основном на фоне напряженности на Ближнем Востоке.
По словам Харди, поставки российской нефти оставались «довольно стабильными и устойчивыми», несмотря на значительные санкции, но «начинают появляться трещины», особенно после того, как Индия согласилась сократить импорт.
Ранее в этом месяце президент США Дональд Трамп заявил, что достиг соглашения с правительством Нарендры Моди о торговой сделке, которая сократит торговые барьеры и обяжет Индию прекратить закупки российской нефти.
По словам Харди, еще одним фактором, влияющим на настроения и цены в этом году, является растущий объем перевозок нефти по воде. Он добавил, что за последние 60 дней флот компании пополнился 40 миллионами баррелей российской нефти.
«Это примерно 1 миллион баррелей в сутки, которые не доходят до нефтеперерабатывающих заводов, а просто лежат в открытом море», — сказал он.
По его словам, поставки нефти из России в объеме 6–7 миллионов баррелей в сутки в последние годы «поддерживали баланс на рынке».
«Для российской нефти остается все меньше и меньше мест», — сказал Харди, добавив, что Китай теперь является единственным настоящим «домом» для российской и иранской нефти.
«Традиционные покупатели на этих двух рынках все чаще обращаются к западным и саудовским источникам поставок, что приводит к ужесточению ситуации на реальном рынке», — добавил Харди.
Долгосрочная перспектива
Заглядывая в будущее, Харди отметил, что долгосрочные прогнозы спроса на нефть компании Vitol изменились из-за «перехода американского правительства к традиционным углеводородам и отказа от электрификации».
В отчете от 9 февраля компания Vitol перенесла свой прогноз пика спроса на нефть с начала-середины2030-х годов на более поздний срок из-за замедления внедрения электромобилей, и теперь ожидается, что спрос достигнет пика в 112 миллионов баррелей в сутки примерно в 2035 году.
Согласно отчету, ожидается, что спрос в 2040 году будет на 5 миллионов баррелей в сутки выше, чем сейчас. В предыдущем прогнозе, сделанном в феврале 2025 года, говорилось, что спрос начнет снижаться с начала 2030-х годов и достигнет уровня 2024 года к 2040 году.
Аналитики нефтяного сектора S&P Global Energy CERA прогнозируют, что общий спрос на жидкое топливо в 2040 году составит около 106 миллионов баррелей в сутки.
Харди заявил на конференции, что компания Vitol рассматривает транспортное топливо как «фактор, который изменит спрос на нефть», особенно с учетом того, что США потребляют около 9 миллионов баррелей бензина в день. По его словам, замедление продаж электромобилей в США «немного отодвигает пик спроса».
Спрос на пластмассы продолжает расти, даже несмотря на то, что на химическом рынке в настоящее время наблюдается избыток предложения, а авиация остается перспективной областью, сказал он. Поскольку спрос на экологически чистое авиационное топливо не успевает за ростом спроса, потребление реактивного топлива будет продолжать расти.
Помимо нефти и нефтепродуктов, Харди отметил, что рост строительства центров обработки данных в связи с ожидаемой революцией в области искусственного интеллекта «в конечном итоге станет прерогативой газовой отрасли» в США, а это значит, что вряд ли это приведет к трансформации энергосистем в Великобритании или Европе.
«Спрос здесь будет, но не 5–10 ГВт», — сказал он, предсказывая «меньшие потребности в центрах обработки данных по сравнению с Google или компаниями такого масштаба, которые будут стремиться к большим объемам электроэнергии в США для обучения своих моделей».
«Часть обучения по модели LLM, вероятно, будет проходить в США, а окончательный результат мы получим здесь», — добавил он.
Он также отметил, что рынок СПГ стал напоминать рынок нефти, увеличившись вдвое за последние два десятилетия, и что грузы могут перемещаться по всему миру в зависимости от скачков спроса и погодных условий.
Подготовлено Profinance.ru по материалам S&P Global.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
