Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Европа, учись на ошибках Америки! » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Европа, учись на ошибках Америки!

Мучительные долговые войны в Европе невольно заставляют американцев вспоминать 2008 год, когда парализация банковского кредитования чуть было не вогнала мировую экономику в депрессию. Наверное, поэтому министр финансов Тимоти Гайтнер так ратует за еще более прозрачную систему надзора за здоровьем финансовых фирм
4 июня 2010 Архив
Мучительные долговые войны в Европе невольно заставляют американцев вспоминать 2008 год, когда парализация банковского кредитования чуть было не вогнала мировую экономику в депрессию. Наверное, поэтому министр финансов Тимоти Гайтнер так ратует за еще более прозрачную систему надзора за здоровьем финансовых фирм.

Вчера сразу несколько представителей Федрезерва напомнили о своей бдительности, заявив, что они очень пристально отслеживают ситуацию в Европе, чтобы проблемы региона не смогли помешать кредитованию, необходимому для устойчивого восстановления.

Некоторые аналитики Уолл-стрит обеспокоены тем, что Европа принимает недостаточно мер для предотвращения еще одной кредитной катастрофы. Европейские банки все еще не желают осуществлять кредитование даже, несмотря на то, что ЕЦБ предложил им практически неограниченную наличность.

Все это до боли знакомо Роберту Айзенбайсу, старшему валютному экономисту Cumberland Advisors и бывшему исследователю ФРС.

"Мы опасаемся, что европейские политики совершат ту же ошибку, что и Америка в 2008 году", - отметил экономист.
Подобно Федрезерву, ЕЦБ затапливает рынки ликвидностью, чтобы понизить стоимость кредитования. По мнению Айзенбайса, для начала Центробанку следует задать один вопрос: "Кто платит по повышенным ставкам и зачем?".

Страдают ли европейские банки от избыточной ликвидности или от проблем с кредитоспособностью, это все равно ПРОБЛЕМА. И ни кто иной, как волатильные финансовые рынки блокируют доступ банков к каналу нормального финансирования. А может это фирмы так перегружены потенциальными плохими долгами, что никто не хочет с ними связываться и предоставлять кредит?

"Когда неограниченного потока ликвидности становится недостаточно, это называется кризисом кредитоспособности", - пишет Лена Комилева, экономист Б7 в Tullett Prebon в Лондоне.

США попытались решить проблему ликвидности/кредитоспособности, подвергнув свои крупнейшие банки "стресс-тестированию", дабы определить, смогут ли они пережить глубокую рецессию.

Нетерпеливо потирая руки, экономисты торопят Европу, чтобы та наконец обнародовала результаты своих стресс-тестов. Причиной для беспокойства станет обнаружение огромных финансовых дыр, потому залатать их будет нечем.

Выявление различий между проблемами ликвидности и кредитоспособности - нелегкая задача, особенно учитывая, что одна из вышеуказанных трудностей может породить другую.

Когда кредиторы ставят под вопрос кредитоспособность той или иной фирмы, они отказываются предоставлять свои услуги, что может спровоцировать краткосрочную проблему доступа к наличности. Аналогично, когда банк сталкивается с проблемой ликвидности, он вынужден проводить распродажу своих активов по сниженным ценам, чтобы как можно быстрее привлечь наличность, что в итоге приводит к потере способности кредитовать.

Главный урок, извлеченный из событий 2008 года, заключается в том, что политики должны бороться с обеими проблемами одновременно, причем активно и усиленно. В Штатах это выглядело так: Федрезерв запустил целый ряд краткосрочных программ кредитования, а Конгресс одобрил фонд стоимостью в $700 млрд., который использовался для вливания в крупные банки в надежде на рост кредитования.

Второй частью была политическая головная боль для тогда еще министра финансов Полсона. Банки не перестали противиться кредитованию, спровоцировав волны протеста и обвинений Вашингтона, спасавшего банки-толстосумы, в то время как Мэйн-стрит страдала от жажды кредитования.

Решение европейских проблем может оказаться еще сложнее. Возражения Германии против спасения своих соседей по региону привел к нескольким месяцам ожесточенных споров, в результате которых было принято решение о создании стабилизационного фонда стоимостью в $1 трлн.

Идея создания фонда спасения банков после всего этого просто обречена на неудачу, поскольку в электоратах большинства европейских стран "и слышать ничего не хотят ни о каких спасениях", пишет Комилева.
Пока нет крайней необходимости в создании такого фонда, но она появится, если долговые проблемы региона будут усугубляться.

Брендан Браун, старший экономист Mitsubishi (UFJ) Securities International в Лондоне, практически уверен в том, что в ближайшие 6-12 месяцев в Испании, Греции и Португалии наступит банковский кризис.

По материалам Reuters