Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
"Делойт" прогнозирует активный выход на IPO компаний стран СНГ » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

"Делойт" прогнозирует активный выход на IPO компаний стран СНГ

Согласно результатам проведенного международной аудиторской компанией "Делойт" в декабре 2007г. исследования среди руководителей высшего звена компаний стран СНГ в отношении IPO российские респонденты продемонстрировали глубокое понимание проблем рынка капитала.

Основная задача исследования заключалась в том, чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются компании при подготовке к размещению, почему компании отдают предпочтение тем или иным биржам для размещения своих акций, как макроэкономическая и политическая ситуация влияют на планы по проведению IPO компаниями и пр. В исследовании приняли участие более 100 компаний из трех стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан) и пяти различных секторов экономики. В качестве респондентов выступали генеральные, финансовые и исполнительные директора компаний, готовящихся к IPO или уже осуществивших размещение акций.
25 марта 2008
Согласно результатам проведенного международной аудиторской компанией "Делойт" в декабре 2007г. исследования среди руководителей высшего звена компаний стран СНГ в отношении IPO российские респонденты продемонстрировали глубокое понимание проблем рынка капитала.

Основная задача исследования заключалась в том, чтобы выяснить, с какими проблемами сталкиваются компании при подготовке к размещению, почему компании отдают предпочтение тем или иным биржам для размещения своих акций, как макроэкономическая и политическая ситуация влияют на планы по проведению IPO компаниями и пр. В исследовании приняли участие более 100 компаний из трех стран СНГ (Россия, Украина, Казахстан) и пяти различных секторов экономики. В качестве респондентов выступали генеральные, финансовые и исполнительные директора компаний, готовящихся к IPO или уже осуществивших размещение акций.

Как отмечают эксперты компании, несмотря на то, что знания российских респондентов в области рынка капитала на уровне выше среднего, процент таких респондентов в России оказался ниже, чем в Казахстане и на Украине. Среди российских респондентов особенно сложно было получить согласие на проведение исследования. В частности, банки и страховые компании были особенно осторожны при обсуждении влияния недавних событий на мировом рынке на планы по проведению IPO до опубликования годовых финансовых результатов.

Украинские компании с интересом принимали участие в исследовании. Отчасти это связано с тем, что кризис ликвидности оказал не столь сильное влияние на их планы по проведению IPO. Однако ответы представителей украинских компаний на некоторые вопросы были достаточно неопределенными, что указывает на более ограниченное понимание ими ситуации. Во многих случаях респонденты не совсем осознанно подходили к рассмотрению возможных альтернатив IPO или недооценивали стоимость публичного размещения на той или иной бирже.

Казахстанские компании были готовы поделиться своим опытом. В целом руководители высоко оценили потенциал своих компаний, который может заинтересовать международных инвесторов. Респонденты рассматривали IPO не только как способ завоевания известности на международном уровне, но и как инструмент повышения статуса бизнеса, работа которого строится на основе прозрачной и эффективной системы корпоративного управления.

Результаты исследования подтвердили ожидания в отношении размещения акций. Компании заинтересованы в привлечении финансирования и готовы рассматривать различные варианты, но многие из них не до конца уверены в том, какой способ привлечения капитала выбрать, а также в том, когда, где и как проводить размещение.

Большинство компаний не полностью отказалось от идеи публичного размещения в связи с недавним кризисом на мировом рынке. Эмитенты лишь переносят сроки проведения IPO, но не откладывают размещение совсем.

Многие респонденты осознают, что IPO - это качественное изменение, в результате которого повышается репутация компании, появляется возможность привлечения дополнительного финансирования для развития и расширения бизнеса и пр. В то же время многие компании отметили ряд проблем, с которыми они вынуждены сталкиваться при подготовке и проведении IPO. Среди них - выполнение требований по прозрачности структуры управления, высокая стоимость размещения и текущие расходы, учет интересов миноритарных акционеров, применение МСФО и изменение корпоративной культуры (особенно в отношении раскрытия информации).

Компании положительно оценивают возможность привлечения капитала за местных площадках, хотя многие предпочли бы размещение на рубежом, поскольку международные площадки более популярны и могут повысить репутацию компании. 69% респондентов отметили, что в качестве источника капитала они рассматривают привлечение международных инвесторов (или как международных, так и местных). В особенности в секторе высоких технологий компании рассматривают международных инвесторов как залог стабильности и партнерства, в то время как местный инвестор рассматривается как гарантия высокой ликвидности акций. Возможность двойного листинга популярна среди компаний стран СНГ (например, листинг на местной бирже и размещение GDR на Лондонской фондовой бирже), поскольку она дает доступ к широкой базе инвесторов.

По мнению респондентов, российские инвесторы, в отличие от западных, не выражают большого интереса к новым секторам: к IPO компаний розничной торговли, недвижимости, транспорта российские инвесторы относятся скептически. Исторически сложилось так, что российский инвестор в большей степени ориентирован на акции компаний нефтегазового и ресурсного сектора, а иностранцы, обладающие знаниями о развитии других рынков, хорошо представляют потенциал роста новых секторов. Впрочем представления эмитентов, считающих, что инвесторы из-за рубежа имеют неограниченные денежные ресурсы, уже не столь однозначны. В настоящее время происходит переоценка.

Что касается стоимости размещения, то 55% респондентов рассматривают ее как основной фактор выбора площадки (среди не менее важных факторов рассматриваются также время размещения и уровень ликвидности). Лондонская биржа, имея самую высокую стоимость размещения, является самой популярной площадкой среди компаний СНГ. Как показало исследование, в данном случае на решение компаний оказывает влияние психологический фактор: Лондонская биржа традиционно считается привлекательным местом для размещения акций, поскольку может гарантировать привлечение инвесторов.

Для компаний из стран СНГ время, затраченное на размещение, и его стоимость - ключевые факторы, которые влияют на выбор площадки для проведения IPO (не считая уровня ликвидности после размещения). Период и стоимость размещения будет зависеть от выбранной площадки и от степени готовности компании к IPO. Местные и альтернативные рынки (к примеру, рынок альтернативных инвестиций (AIM) Лондонской фондовой биржи, Growth Enterprise Market (GEM) Гонконгской биржи) позволяют эмитентам быстрее провести размещение, а поэтому являются более популярными среди небольших компаний СНГ. В настоящее время появляются компании, которые для размещения акций выбирают новые азиатские и европейские площадки, в частности, Гонконгскую фондовую биржу, а также местные биржи на территории России, Украины и Казахстана.

Украинские компании менее оптимистичны по поводу размещения на местных площадках из-за строгих ограничений деятельности бирж. Именно поэтому они ищут возможности размещения на зарубежных площадках и готовы искать новые пути. Многие в качестве альтернативы Лондону рассматривают площадки в Варшаве, Франкфурте, Будапеште и Вене.

Казахстанская биржа недостаточно ликвидна для больших размещений, хотя в настоящее время власти страны проводят программу по консолидации фондового рынка, которая должна повысить привлекательность местных площадок.

Что касается влияния политической ситуации на планы по проведению IPO, то, по мнению большинства респондентов (за исключением тех, чей бизнес связан с политикой), президентские выборы оказали незначительное влияние на время размещения. Компании не будут проводить IPO накануне выборов, поскольку все внимание прессы будет сосредоточено именно на них.

По прогнозам экспертов "Делойт", в предстоящем году подготовка к размещению будет проходить наиболее активно в рамках потребительского и розничного сектора, энергетической и добывающей отрасли, а также сектора недвижимости. Уже через некоторое время ожидается выход на рынок большого количества банков и других финансовых институтов. Компаниям, планирующим размещение акций на бирже, необходимо иметь представление о лучших мировых стандартах корпоративного управления и выполнять все требования по подготовке финансовой отчетности, предъявляемые фондовыми биржами. Как показало исследование, соответствие ожиданиям инвесторов, как правило, недооценивается частными компаниями, что зачастую негативно сказывается на оценке компаний в момент проведения IPO. Имея более полное представление обо всех тонкостях выхода на рынок, компании смогут лучше подготовиться к возможным проблемам и получить достойную оценку своего бизнеса.

Департамент аналитической информации РБК

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу