Вот уже почти год внимание всего мира приковано к финансовому рынку. Экономисты спорят, можно ли считать происходящее в США началом полномасштабной рецессии, или это только временное замедление, которое крупнейшая мировая экономическая система сможет преодолеть. Обеспокоенность истеблишмента понятна: рецессия в экономике, эмитирующей резервную валюту – это угроза финансовой стабильности для всех стран. Наиболее уязвимы, конечно, развивающиеся рынки. Неразвитость финансовых институтов, недостаток инструментов, отсутствие возможностей по хеджированию рисков, неработающий механизм регулирования процентных ставок, и все это в сочетании с зависимостью от мировой конъюнктуры цен на экспортные сырьевые товары - вот далеко не полный перечень факторов, определяющих зависимость развивающихся стран (к которым пока относится и Россия) от любых колебаний на мировом финансовом рынке. Хотя есть и другая точка зрения: неразвитость, в частности, российской финансовой системы служит своеобразным предохранителем от негативного внешнего влияния.
[img]http://www.opec.ru/Attachment.aspx?Id=2116[/img]
8 апреля в Высшей школе экономики прошел семинар "Рецессия в США: причины, последствия и влияние на российский финансовый рынок". Перед студентами Вышки выступил один из лучших российских специалистов по банкам и финансам, профессор ГУ-ВШЭ Олег Вьюгин.
В своем докладе он рассмотрел следующие вопросы:
- Причины рецессии в США. Почему возникли проблемы даже у самых ответственных игроков: Bear Stearns, Goldman Sachs, BNP Paribas.
- Какой ценой удастся американской экономике выстоять. Смогут ли США сохранить господствующее положение доллара как мировой резервной валюты.
- Отразится ли американский кризис на России и других странах мира. Обоснована ли уверенность российского правительства в том, что кризис не скажется на экономическом здоровье нашей страны.
Уже по тому, как сформулировал канву своего выступления Олег Вьюгин, стало понятно, что он не сомневается в факте рецессии. Экономика США действительно столкнулась с проблемами, которые невозможно преодолеть быстро и простыми решениями.
- Прежде всего, я буду говорить о причинах рецессии и выделю три аспекта: макроэкономическая подоплека, жадность банкиров и промахи регуляторов, – начал с систематизации проблемы Олег Вьюгин. – Вообще любой кризис рукотворен и, как правило, связан с тем, что регулятор либо устраняется от последствий кризиса и ничего не делает, либо наоборот слишком давит на экономических агентов.
Среди макроэкономических факторов Олег Вьюгин выделил два основных: чрезмерное использование процентной ставки ФРС США для стимулирования экономического роста, что вообще свойственно Штатам, и специфическая политика Китая по использованию курса юаня к доллару для стимулирования экспорта.
Период ослабления доллара начался с 2000 года, когда, с одной стороны, все опасались экономических последствий компьютерного коллапса из-за пресловутой «проблемы-2000», а с другой, не оправдались надежды миллионов частных инвесторов на прибыли от внедрения IT-технологий в управлении - высокотехнологичные компании, акции которых пользовались бешеным спросом, обанкротились, инновации обернулись убытками.
Чтобы предотвратить рецессию, ФРС США стала снижать процентную ставку (вплоть до 1,25%) и всячески поощрять жизнь в кредит. В том числе была выбрана политика плавающих процентных ставок по ипотечным кредитам, что тоже закладывало основу будущего кризиса.
Инфляционный же потенциал, неизбежно возникающий при проведении такой политики, аккумулировался в таких странах как Китай, Япония и Россия, избыток долларов оседал в золотовалютных резервах этих стран. В свою очередь дешевые товары из Китая стимулировали внутреннее потребление в США.
- Получился любопытный круговорот доллара в природе. ФРС стимулирует внутреннее потребление в США, эмитируя доллары, мировые центробанки занижают курсы своих валют, позволяя США это делать, внутренний спрос в Штатах обеспечивает Китай, который собирает экспортные доходы в свои золотовалютные резервы, которые инвестируются в американские ценные бумаги, чем, фактически, финансируется бюджетный дефицит США, - сообщил О. Вьюгин.
[img]http://www.opec.ru/Attachment.aspx?Id=2120[/img]
Но в результате такой политики Америка была вытеснена с рынка простых потребительских товаров, а на сегодняшний день практически утратила свои позиции и в сфере хай-тек.
- Не секрет, что легендарные американские автомобили комплектуются сейчас электроникой из Китая, - заметил Вьюгин.
Кроме того, уже в 2004 году, по словам Вьюгина, стало понятно, что такая политика не может длиться вечно. В Китае растут издержки, и китайские товары дорожают. В США ускоряется инфляция, падают темпы роста.
Политика слабого доллара и низких процентных ставок привела к росту пузырей на рынках всевозможных активов. Прежде всего, это пузырь на рынке недвижимости. Ничем необоснованный рост цен на недвижимость и ипотеку, в которую, так или иначе, вовлечена почти каждая американская семья, не мог закончиться ничем хорошим.
И вот тут очень существенной оказалась роль «жадных банкиров». Банки выдавали ипотечные кредиты, секъюритизировали их, выпуская облигации на выданные кредиты, затем сами же и покупали эти облигации, получая на балансах огромное количество активов, подверженных риску падения цен.
- Понятно, что финансовая индустрия наиболее креативная и передовая, если есть возможность заработать, банки никогда ее не упустят, поэтому их поведение в данном случае абсолютно понятно и обосновано, - заметил докладчик.
В ходе ипотечного бума финансистами была выдумана масса инструментов секъюритизации выданных кредитов. Кредиты объединялись в пулы и продавались специальным компаниям, которые выпускали под эти кредиты облигации, и они пользовались спросом, поскольку были обеспечены реальной и растущей в цене недвижимостью. Формировались и пулы кредитов, в которые одновременно входили разные виды ипотеки с разными рисками. Делалось это для того, чтобы минимизировать риски, но реально оказалось, что именно такие пулы и являются наиболее рискованными, поскольку в них реальный риск невозможно оценить. Были задействованы и страховые компании, которые страховали банки от невозвратов. Это казалось вполне безопасным, но не в условиях массовых неплатежей. Когда началось падение цен на рынке недвижимости, под ударом оказались все – банки, которые до сих пор не могут точно сказать, какого качества активы у них на балансе, страховые компании, которые рискуют обанкротиться просто потому, что неплательщиков окажется слишком много, покупатели облигаций, стремительно теряющие обеспечение по ним, ведь цены на недвижимость падают.
Хуже всего, по словам Вьюгина, то, что ипотека - это только один из примеров. Подобные процессы происходили и в других видах кредитования. Сейчас банки просто отказываются кредитовать, поскольку либо не могут оценить качество своего баланса, либо наоборот, прекрасно его представляют и понимают, что в таких условиях кредитовать нельзя. Такая ситуация может привести к рецессии, а это безработица, потеря доходов домашними хозяйствами и новые неплатежи по кредитам. Банкам предстоит либо найти источники пополнения капитала, либо обанкротиться.
- Но жадность банкиров должна ограничиваться регуляторами. С точки зрения регулирования на финансовом рынке США всегда занимали очень либеральную позицию. Там господствует представление, что рынок сам все расставит по местам, главное – не мешать. Поэтому и на этот раз никаких активных регуляторных действий предпринято не было, - перешел Вьюгин к обсуждению действий регуляторов в условиях американского кризиса.
В результате, сейчас уже назрел вопрос: а кто будет платить за кризис? ФРС США пытается склонить Европейский центральный банк к снижению ставок, но европейцы не поддаются. Исторически в Европе сложилось гораздо более осторожное отношение финансовых властей к проводимой политике. Для Европы главное – инфляция, поскольку чуть что, и население выходит на улицы с требованиями поднять зарплаты.
Но именно глобальная инфляция является платой за американский кризис. Поэтому сейчас есть два варианта – либо заплатят США, либо - Китай. Европа, по мнению Вьюгина, на уговоры США не поддастся.
Как прогнозирует Вьюгин, преодоление возникшего кризиса может пойти по двум сценариям. Банки США при поддержке ФРС могут постараться найти источники финансирования для того, чтобы компенсировать те дыры, которые возникли в их балансах. Если каким-то банкам это не удастся самостоятельно – их поддержит напрямую ФРС, через предоставление гарантий по займам. В этом случае во всем мире ускорятся инфляционные процессы, так как значительные объемы ликвидности из резервов попадут в экономику. Коснется это и России, которая тоже пока не готова отказаться от доллара.
- Второй вариант: денежные власти США постараются облегчить бремя тех граждан, которые не могут расплачиваться по ипотеке, им могут предоставить отсрочку по кредитам, субсидии и т.д. Этот вариант плох тем, что использоваться будут уже деньги американских налогоплательщиков. Но в этом случае удастся избежать попадания на рынок значительных объемов залогового жилья, а значит, и дальнейшего падения цен на недвижимость. Могут банки попробовать и расторговать те мусорные бумаги, которые у них оказались на балансе, но это им вряд ли удастся.
Олег Вьюгин полагает, что выход из кризиса будет все же мягким и катастрофических последствий для мировой экономики удастся избежать.
- Раньше, за счет стимулирования внутреннего спроса, США удавалось поддерживать высокие темпы роста экономики. Сейчас снижение процентной ставки стимулирует финансовый сектор, но нет стимулирования экономического роста. От того, что азиатские фонды купят акции американских банков, лучше реальному сектору не станет. Каких последствий в связи с этим можно ожидать? - поинтересовался доцент кафедры фондового рынка и рынка инвестиций ГУ-ВШЭ Андрей Столяров.
- Я не случайно обратил внимание на то, что старая схема взаимодействия американской и китайской экономик развалилась. Полагаю, сейчас Китай окончательно отвяжет национальную валюту от доллара. Без громких деклараций, тихо, незаметно, но тем не менее. Это значит, что США придется сильно экономить, сокращать бюджетный дефицит, они должны будут уйти от модели, когда рост был основан только на внутреннем потреблении, его основой должны стать инвестиции. Скорее всего, такой переход будет происходить болезненно, через потерю экономикой США своей роли в мире, - ответил Вьюгин.
Главные надежды на то, что США удастся выйти из кризиса с наименьшими потерями, докладчик связывает с инновационным потенциалом экономики Штатов. Он считает, что компании со временем найдут выход из тяжелого положения и смогут запустить механизм внутреннего производства через привлечение инвестиций в высокотехнологичные сектора.
Следует заметить, что даже если это удастся, такую перспективу никак нельзя назвать хотя бы среднесрочной. США, скорее всего, смогут задействовать свой инновационный потенциал, но произойдет это уже после того, как они утратят еще недавно казавшееся таким устойчивым положение мирового экономического центра.
Не менее значимым фактором можно считать и то, какого рода инновационным потенциалом располагают Штаты. Как указал Олег Вьюгин в своей лекции, они уже практически потеряли рынок высокотехнологичной продукции, их с него вытеснили Китай и другие азиатские страны. В чем США всегда были сильны и сохраняют свои лидерские позиции, так это в сфере финансовых инноваций и новых технологий в сфере менеджмента. Но и нынешний кризис, и банкротства крупных компаний в начале 2000-х годов свидетельствуют, что подобные инновации часто оказываются просто «пирамидами», закладывающими основу для новых кризисов. Можно ли в таком случае рассчитывать, что новая инновационная экономика Соединенных штатов окажется чем-то большим, чем очередной финансовый пузырь?
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба