МВФ: Если запретить банкам делать деньги из воздуха, никаких кризисов долгов больше не будет » Элитный трейдер
Элитный трейдер


МВФ: Если запретить банкам делать деньги из воздуха, никаких кризисов долгов больше не будет

Трудные времена, наступившие для мировой экономики, требуют радикальных и свежих идей по ее глобальному переустройству, решили в МВФ. И вспомнили о "Чикагском плане" - пакете предложений по реформированию банковского сектора, который экономисты передали президенту Рузвельту во времена Великой депрессии. Если бы план был претворен в жизнь в конце 90-х годов прошлого века, никакого кризиса бы просто не случилось
1 ноября 2012

В чем причина нынешних проблем в мировой экономике? Если говорить совсем грубо, то сбой случился из-за того, что на мировых рынках появилось слишком много денег, сделанных из воздуха, слишком много финансовых обязательств, которые не обеспечены чьим-то капиталом или собственностью. Этот факт в своем исследовании установили экономисты МВФ.

Кто создал эти "воздушные" деньги? Их создали банки, оперирующие собственным и привлеченным капиталом, а также ссужающие деньгами правительства, скупая их облигации и иные долговые обязательства. Чтобы кризис больше никогда не повторился, нужно поставить банки под контроль правительств, вернуть государству статус единственного источника денег и разорвать порочный круг деловых циклов, когда из-за неурядиц в одной или нескольких странах мира, все остальные страны засасывает воронка кризиса.

Именно это 80 с лишним лет назад предлагали европейские и американские экономисты. Тогда их не услышали, и мир оказался в Великой депрессии, выход из которой занял почти 20 лет. Их план назвали тогда "Чикагским планом", его основные авторы и сторонники - Фрэнк Найт и Генри Саймонс - работали в Университете Чикаго.

Суть плана была проста: банки нужно обязать делать резервы, соответствующие объему привлеченных депозитов, на каждый доллар, положенный в банк, банк должен положить в резерв свой собственный доллар. Таким образом, кредитовать банки смогут лишь на средства, полученные от государства, и собственную прибыль. Это позволит полностью списать госдолг и долги домохозяйств и бизнеса. Государство вернет себе контроль над экономикой и получит надежный способ борьбы с кризисом: в случае ухудшения деловой конъюнктуры банкам нужно будет дать немного больше денег, чем обычно, и директивно велеть увеличить объемы кредитования экономики.

Теперь на дворе снова кризис, и Джеромир Бенс и Майкл Камхоф из МВФ вспомнили о "Чикагском плане" и решили с помощью созданной ими модели американской экономики проверить, сработал бы он сейчас или нет. План оказался вполне подходящим: в случае претворения плана в жизнь экономика становится сильней, а долгов в ней - значительно меньше. При этом не страдают функции финансовых институтов: платежная система будет и дальше функционировать, банки будут инвестировать средства в наиболее перспективные отрасли, а кредитование никуда не исчезнет.

"Чикагский план" в первоначальной версии

Самое полное и доходчивое изложение "Чикагского плана" было дано в 1936 году экономистом Йелльского университета Ирвингом Фишером.

Банки помимо кредитной функции исполняют и монетарную: они берут депозиты, которые уже считаются деньгами, и начинают кредитовать, тем самым увеличивая предложение денег в экономике.

Чтобы это остановить, необходимо потребовать у банков резервировать 100% средств привлеченных ими депозитов за счет собственного капитала.

Кредитование должно происходить за счет прибыли банков или денег, занятых у нефинансовых организаций, а не за счет депозитов других банков. То есть банки должны использовать только те деньги, которые создало государство, и не должны создавать деньги сами и из воздуха.

По мнению Фишера, у этого плана есть четыре главных преимущества.

1.Колебания деловых циклов связаны с колебаниями кредитных циклов. В случае введения плана государство получит контроль над денежной массой. В итоге, не будет возникать ситуаций, когда банки во время бума наращивают свои фонды, а во время спадов их теряют.

2.Если резервы по депозитам составят 100%, то до нуля снизится риск оттока депозитов, (сейчас от этого страдают страны-должники Южной Европы, например Греция или Португалия). Это поможет повысить стабильность и надежность финансовой системы. Важно, в какой форме хранятся эти резервы, - главное, чтобы они не были вложены в рисковые активы.

3.Государство получит возможность создавать деньги напрямую под нулевую ставку, а не занимать эти деньги под положительную ставку у банков. В итоге, деньги, которое создает государство, станут своего рода акциями, а не эквивалентом государственного долга перед банками. Госдолг как понятие перестанет существовать. Кроме того, уже существующие долги будут списаны: государство даст банкам взаймы, чтобы те могли создать резервы, в результате госдолг будет полностью списан.

4.Может снизиться и частная задолженность, ведь теперь создание денег не будет ввести к росту долгов на балансе банков. Да и правительство имеет возможность просто выкупить на созданные им деньги частный долг.

При этом функции финансовых институтов не пострадают: платежная система будет и дальше функционировать, банки будут размещать средства в наиболее эффективные области, а кредитование никуда не исчезнет.

Современная экономика: всевластные банки и неэффективное слабое правительство

Чтобы протестировать предложения чикагцев, экономисты МВФ сначала попытались создать актуальную модель нынешней экономики.

Экономика состоит из двух типов домохозяйств, производственного сектора, банков и государства. С банками взаимодействуют четыре различных типа контрагентов.

Богатые домохозяйства используют несколько типов активов - они вкладывают деньги в депозиты, недвижимость и госдолг. У бедных домохозяйств возможностей меньше: у них есть депозиты в банках, а также недвижимость, которая выступает залогом по кредитам.

Компании имеют депозиты и основной капитал, которые служат залогами по кредитам. Также в модели есть профсоюзы и инвестиционные фонды.

Технический прогресс идет строго по модели Солоу: постоянно и без сбоев .

Все кредиты, которые дают банки, как бы "застрахованы": они выданы или за счет средств привлеченных депозитов, либо выданы под залог недвижимости. Для кредитов правительству гарантией служат гособлигации. В качестве подушки безопасности на случай будущих шоков правительство установило определенные требования к капиталу банков, например, в рамках Базельских требований.

Банки находятся в состоянии неустойчивого равновесия: им выгодно выдавать все больше и больше кредитов, но это ставит под удар средства, привлеченные на депозиты, ведь, если кредит не вернут, а депозит решат забрать из банка, банку придется отдать собственные деньги. За несоблюдение правил к капиталу банки штрафуют. Боясь штрафов, банки создают избыточный капитал.

Циклы в экономике зависят от степени оптимизма банкиров: если настроение у них хорошее, они считают рискованными небольшое количество заемщиков. Если настроение ухудшается или на горизонте мировой экономики появляются тучи, банки ужесточают требования к заемщикам и выдают меньше кредитов.

Правительство контролирует номинальные ставки, которые влияют на кредитование и денежное предложение. Но этот контроль остается очень слабым. Кредитование зависит от решений банков по ставкам по депозитам, а не от воли и желания государства. Да и деньги в этой системе фактически означает то же самое, что и кредиты. Таким образом, предложение денег практически полностью зависит от желания банков кредитовать и их требований к заемщикам, которые, как сказано выше, полностью зависят от настроения банкиров.

Современная экономика, переделанная согласно "Чикагскому плану": правительство получает полный контроль

При введении в действие "Чикагского плана" экономика работает и ведет себя совершенно по-другому:

Банкам необходимо иметь резервы в размере 100% от размера привлеченных депозитов. На каждый доллар, положенный в банк, банк должен зарезервировать свой собственный доллар. Это полностью меняет суть их работы - банки лишаются возможности просто брать чужие деньги и продавать их, не вкладывая свои собственные.

Теперь их кредитный портфель создается за счет их капитала и их обязательств. Причем обязательства по большей части являются кредитами казначейства, так как частные агенты предпочитают покупать различные денежные инструменты, а не класть деньги в банки на депозиты.

Государство контролирует два независимых друг от друга денежных потока: кредитование экономики и предложение денег.

Трансформация системы происходит в два этапа. На первом из них банки повышают резервы до 100% депозитов, занимая у казначейства.

На втором этапе государство, которое получило контроль над денежной и кредитной системами, отменяет весь госдолг, который находится в руках у банков. Он погашается за счет кредитов казначейства, которые создают необходимый банкам для кредитования капитал.

Обязательства банков перед государством (кредиты казначейства) правительство тем или иным способом раздает домохозяйствам и корпорациям, чтобы те погасили свои долги перед банками.

В итоге, стоимость кредитования полностью контролируется государством через процентные ставки по казначейским кредитам. Объемы кредитования контролируются за счет смягчения или ужесточения требований к капиталу банков. Фактически, в экономике исчезают все виды кредитов, кроме инвестиционных.

Функция банков сводится к распределению средств с помощью выдачи кредитов, они превращаются в ссудные кассы при государстве. Но это, по мнению защитников плана, не вредит эффективному распределению капитала в экономике, ведь у банков остается свой капитал и возможность заработать за счет разумного вложения полученных от государства казначейских кредитов.

Кризис в такой ситуации, фактически, не возможен. Банки рискуют собственным инвестиционным капиталом, а не средствами вкладчиков. Их потери, в случае необходимости, могут быть компенсированы за счет новых кредитов из казны.

Граждане, у которых не было больших долгов, могут начать все с чистого листа. Долги остальных будут частично списаны. Потребление растет, ведь теперь больше не надо платить по кредитам. Долги корпораций также списываются, больше денег можно направить на развитие производства и инновации.

Денежная политика государства, которая раньше сводилась к контролю за мало беспокоящими банки номинальными ставками, теперь задает вектор экономического развития. По-сути, это и есть торжество монетаризма - денежная политика государства полностью управляет экономикой.

Инфляция в рамках этой модели контролируется государством с помощью роста/сокращения предложения денег и номинальных ставок.

При этом государство контролирует и экономические циклы: ставка по казначейским кредитам для банков может быть отрицательной во время спада, банки будут вынуждены кредитовать. Государство также сможет поставить банкам конкретные цели по объемам кредитования.

Экономика до "Чикаго" и после

Экономисты проанализировали данные по экономике США за 1990-2006 году. 2006 год был последним спокойным годом до начала нынешнего кризиса.

В среднем экономика США в этот период росла на 2% в год, инфляция составляла 3%. Правительство платило по госдолгу 3% годовых.

Расходы государства в среднем составляли 18% ВВП в год. Ставка по налогу на зарплату была на уровне 17,6%, налог на доход с капитала - 3,2%, а на потребление - 4,6%.

Уровень госдолга к ВВП составлял 80%.

Расширенный баланс финансовой системы США составил 200% ВВП. 20% ВВП в активах банков приходилось на государственные облигации, еще 80% - на инвестиционные кредиты, а остальное - на различные кредиты, например, ипотеку, потребительские кредиты и другие - всего примерно 100% ВВП.

После введения в действие "Чикагского плана" с экономикой бы начали происходить волшебные перемены:

Общий баланс банков не изменяется, но им приходится занимать у казначейства. Немного сокращается объем депозитов, банки начинают наращивать инвестиционное кредитование - до 20% ВВП.

Через 60 кварталов, то есть через 15 лет после введения в действие "Чикагского плана", банки полностью перестраивают свою работу. Банковские резервы к этому моменту составляют 180% ВВП.

Объем кредитования частного сектора сокращается на 100% ВВП, а государственного - на 20% ВВП.

Госдолг падает до 60% ВВП - весь он находится в руках у иностранных заемщиков. Казначейские кредиты составляют 90% ВВП - это делает государство чистым кредитором экономики.

Выпуск экономики увеличивается на 10% ВВП. Инвестиции растут на 27%, а потребление - на 5%.

Реальные ставки постепенно снижаются на 1,93% в год, а номинальные - на 3%. Инфляция полностью устойчива и не растет.

Снижаются налоговые ставки - это провоцирует инвестиционный бум. Налог на труд сократится на 5 п.п., на капитал - на 4 п.п., а на потребление - на 1 п.п. Однако расходы сильно снизятся, ведь обслуживать госдолг будет значительно дешевле. Дефицит в итоге снизится на 2,8% ВВП. Тем более, государство сможет зарабатывать на ставках по казначейским кредитам. Кроме того, часть доходов может уйти на строительство инфраструктуры и так далее.

Чикагский план изменит ситуацию в банковском кредитовании

МВФ: Если запретить банкам делать деньги из воздуха, никаких кризисов долгов больше не будет


В экономике

МВФ: Если запретить банкам делать деньги из воздуха, никаких кризисов долгов больше не будет


И в государственных финансах

МВФ: Если запретить банкам делать деньги из воздуха, никаких кризисов долгов больше не будет


Теперь государство может полностью контролировать экономические циклы, никто больше не опасаться рецессии или ухудшения экономической конъюнктуры. Единственная забота - это безопасность инвестиционных кредитов.

Государство возьмет под контроль экономические циклы

МВФ: Если запретить банкам делать деньги из воздуха, никаких кризисов долгов больше не будет


"Чикагский план" в истории человечества: от древних греков до президента Рузвельта

Кому-то может показаться, что "Чикагский план" - это почти фашистская идея, которую придумали социалисты и сторонники административно-командной экономики. Но это совсем не так. Просто в его основу заложено несколько отличающееся от общепринятого представление о природе денег. Сейчас принято считать, что деньги и стоимость создают экономические агенты, а не государство. Государство как бы занимает у них созданный их трудом и ресурсами капитал и пытается перераспределить его в соответствии со своими представлениями о справедливости.

Но если представить, что деньги, как мера стоимости всех вещей в мире, создаются государством, то окажется, что в этой парадигме "Чикагский план" вовсе не выглядит тоталитарным бредом.

Исторический опыт доказывает, что, когда процесс создания денег контролируется частным сектором, ситуация в экономике ухудшается и появляются социальные конфликты. Олигархи, владельцы крупнейших состояний живут на ренту, продавая всем остальным деньги, которые они же и создают.

Сегодняшние долговые кризисы - это совсем не новое явление в человеческой истории. Самый первый долговой кризис в истории человечества был зафиксирован в Греции в 599 году до нашей эры. Кризис удалось преодолеть, благодаря "Чикагскому плану" той эпохи: царь Солон обложил налогом чеканку монет олигархами, а государство начало чеканку своих денег, долги граждан Афин были списаны, а новые почти не появлялись, благодаря тому, что государство предлагало нужное экономике количество денег.

Сам "Чикагский план" был впервые предложен в 1921 году английским химиком Фредериком Содди, получившим Нобелевскую премию. Его идею начал развивать профессор Чикагского университета Фрэнк Найт. Экономисты на основе плана даже представили в 1933 году меморандум президенту Рузвельту с предложениями о глубокой реформе финансовой системы. Сторонники "Чикагского плана" потом основали Чикагскую экономическую школу. Сейчас этот рецепт может спасти мировую экономику от долгового кризиса, уверены в МВФ.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter