Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
КОМПИЛЯЦИЯ :: Долларовый национализм » Страница 41 » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

КОМПИЛЯЦИЯ :: Долларовый национализм

Утвердившийся в 1920-е гг. международный денежный порядок был разрушен бурей Великой депрессии, вернее, он рухнул под давлением внутренних противоречий в ходе вызванной ими депрессии
4 января 2012

Курс франка

В конце 1926 г. золотой стандарт во Франции еще не был восстановлен, хотя курс франка уже был зафиксирован. Официально действовал еще довоенный курс, когда унция золота стоила примерно 100 франков. При новом курсе унция золота стоила 500 франков. Понятно, что никто при таких условиях не стал бы обменивать в банке унцию золота на 100 бумажных франков, теряя на этой операции 80% капитала. К тому же Банк Франции, представлявший собой частную фирму, не мог продавать золото по рыночному курсу из опасения, что французское правительство передумает и установит более высокий официальный курс, так что банк понесет значительные убытки. Однако правительство согласилось возместить банку возможные потери от проведения валютных операций; таким образом, стабилизационные операции Банка Франции могли проводиться только на валютном рынке.

Теперь правительство Франции и Банк Франции решили зафиксировать курс франка на уровне 3,92 цента. По этому курсу рынок начал поглощать огромное количество франков, и Банку Франции, чтобы удержать курс 3,92 цента за франк, пришлось скармливать рынку достаточное количество новеньких франков. В результате запасы иностранной валюты в Банке Франции выросли почти с нуля летом 1926 г. до более чем 1 млрд долл. в октябре следующего года. По большей части эти валютные резервы состояли из фунтов стерлингов (в банковских депозитах и краткосрочных векселях), которые в 1926 г. из-за инфляционной денежной политики Британии наводнили континент и теперь, под воздействием растущего спроса на франки и продолжения инфляции на родине, начали стекаться во Францию. Вот так, сами того не желая, французы оказались в одной лодке со всей Европой – на золотодевизном, или золотостерлинговом, стандарте.

Если бы в конце 1926 г. Франция установила настоящий золотой стандарт, туда потекло бы золото из Англии, и англичанам пришлось бы поднять кредитный процент и вернуться к политике дорогих денег. Приток золота во Францию и растущая эмиссия обеспеченных золотом франков имела бы результатом понижение процентных ставок. В действительности под влиянием обширной эмиссии франков ставка процента была снижена, но в Англии сжатия кредита не произошло. Совсем наоборот.

Моро, Рист и другие руководители Банка Франции осознавали опасность ситуации и пытались делать то же самое, что мог бы автоматически обеспечить золотой стандарт: избавлялись от фунтов, обменивая их в Лондоне на золото, а в Нью-Йорке на доллары.

Эта политика создала чувствительное давление на фунт, и золото начало уходить из Англии. В эпоху классического золотого стандарта Лондон ответил бы повышением банковского процента и ужесточением кредита, чтобы остановить отток золота или даже обратить поток вспять. Но в то время англичане придерживались инфляционной политики. Поэтому Норман приложил все усилия, чтобы помешать французам реализовать свое право собственности и обменять фунты стерлингов на золото, абсурдно доказывая, что французам выгодно иметь стерлинги и что их не может быть слишком много. С другой стороны, он угрожал, что если французы будут настаивать, то Англия просто откажется от золотого стандарта, что и было сделано четыре года спустя. Норман также напомнил французам о кредитах, предоставленных Британией Франции в ходе Первой мировой войны. Он пытался организовать давление европейских центральных банков на Банк Франции, чтобы тот перестал требовать от Лондона золото. Банк Франции обнаружил, что может за день, не вызывая недовольства Банка Англии, конвертировать в золото 3 млн фунтов, но стоило выйти за пределы этой суммы, чтобы последовал немедленный протест. Как заметил с горечью один из служащих Банка Франции в 1927 г., «Лондон – свободный рынок золота, и это означает, что там может покупать золото кто угодно, кроме Банка Франции».