10 декабря 2010 slon.ru
Не успел глава ЦБ попросить разрешить мотивированное суждение при оценке рисков, как ФСФР уже написала закон
Не успел глава ЦБ Сергей Игнатьев заикнуться о том, чтобы дать центральному банку право выносить мотивированное суждение относительно связанности заемщиков банка с самим банком, — об этом он просил депутатов 25 ноября — как законопроект уже готов. Правда, Игнатьев просил дать такое право только одному органу — комитету банковского надзора ЦБ. Законопроект же предоставляет право выносить мотивированное суждение в отношении рискованности бизнеса той или иной компании всем трем регуляторам на финансовом рынке — ЦБ, ФСФР и ФССН. Об этом сообщил глава ФСФР Владимир Миловидов, чье ведомство и написало документ.
По словам Миловидова, документ будет рассмотрен на заседании совета по финансовым рынкам при президенте, которое состоится с 20 по 25 декабря — точная дата пока не назначена. Законопроект о мотивированном суждении включен в повестку дня, утвержденную председателем совета Алексеем Кудриным. Это то же самое заседание, которое должно рассмотреть вопрос о слиянии ФСФР и ФССН — этот пункт тоже включен в повестку, правда, в довольно расплывчатой формулировке «совершенствование надзора». Документы по нему еще не готовы, Миловидов, хоть и является секретарем комиссии, их не видел. Но это отступление от темы.
Свою просьбу предоставить право мотивированного суждения комитету банковского надзора Игнатьев аргументировал недавними событиями в «Межпромбанке», бизнес которого, по данным ЦБ, был устроен не вполне верным образом: банк кредитовал некие российские компании, формально никак не связанные с банком. На эти деньги компании покупали векселя банка, и еще через некоторое количество операций деньги оказывались в оффшоре с BVI, владельцем которого оказался номинальный владелец «Межпромбанка». Игнатьев сетовал, что поймать за руку таких банкиров сложно: формально все их операции соответствуют нормативам, но по понятиям банк кредитует собственника. По мнению главы ЦБ, любые формальные критерии всегда можно обойти, придумав новые схемы.
Вообще, мотивированное суждение, особенно если оно неправильно применяется — это из серии бизнеса по понятиям. Кому-то кажется, что банк кредитует собственника, кому-то нет. Мало ли, что кому кажется. Простор для злоупотреблений огромный. Чтобы такого не было, во всем мире институт мотивированного суждения снабжен критериями, по которым судят, и развитой системой правосудия. Последняя у нас известно в каком состоянии.
Нелишне напомнить, что в 2007 году сам Игнатьев уже запрещал комитету банковского надзора выносить мотивированное суждение в ходе оценки деятельности банков, но по представлению Генпрокуратуры — последняя проверила ЦБ и обнаружила, что мотивированное суждение, по сути, позволяло сотрудникам надзора менять нормативные акты регулятора по собственному усмотрению. Глава комитета по финрынкам Госдумы Владислав Резник тогда назвал это дело «тайным административным процессом, нарушающим право банков на судебную защиту».
Почему сейчас глава ЦБ вновь вернулся к теме мотивированного суждения, в целом понятно. Ситуация с «Межпромбанком» весьма неоднозначна: есть мнение, что ЦБ знал о происходящем, но бездействовал, а это значит, в Банк России может прийти прокуратура. Просьбы разрешить мотивированное суждение вкупе со стенаниями о том, что регулятор не может ничего сделать, а только зафиксировать вывод средств постфактум, могут, наверное, помочь доказать собственную невиновность. Так же, как и информация о том, что ЦБ знал о проблемах «Межпромбанка» еще в 2008 году, о чем информировал правоохранительные органы.
Понятное дело, ЦБ теперь взбивает пену. Из пены взбился законопроект, фактически дающий право всем регуляторам финансового рынка определять, рискованный бизнес у той или иной компании или нет, «по понятиям». Законопроект просто фантастической коррупционноемкости. Я, скорее, верю в то, что ни в ФСФР, ни в ЦБ взяток не берут (про неподкупность Миловидова вообще ходят легенды), а законопроект понадобился для борьбы с левыми схемами. Но не ценой же увеличения рисков до заоблачной величины сразу на всем финансовом рынке. Впрочем, вряд ли он будет принят: Минэкономразвития уже выдало отрицательное заключение.
Елена ТОФАНЮК
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Не успел глава ЦБ Сергей Игнатьев заикнуться о том, чтобы дать центральному банку право выносить мотивированное суждение относительно связанности заемщиков банка с самим банком, — об этом он просил депутатов 25 ноября — как законопроект уже готов. Правда, Игнатьев просил дать такое право только одному органу — комитету банковского надзора ЦБ. Законопроект же предоставляет право выносить мотивированное суждение в отношении рискованности бизнеса той или иной компании всем трем регуляторам на финансовом рынке — ЦБ, ФСФР и ФССН. Об этом сообщил глава ФСФР Владимир Миловидов, чье ведомство и написало документ.
По словам Миловидова, документ будет рассмотрен на заседании совета по финансовым рынкам при президенте, которое состоится с 20 по 25 декабря — точная дата пока не назначена. Законопроект о мотивированном суждении включен в повестку дня, утвержденную председателем совета Алексеем Кудриным. Это то же самое заседание, которое должно рассмотреть вопрос о слиянии ФСФР и ФССН — этот пункт тоже включен в повестку, правда, в довольно расплывчатой формулировке «совершенствование надзора». Документы по нему еще не готовы, Миловидов, хоть и является секретарем комиссии, их не видел. Но это отступление от темы.
Свою просьбу предоставить право мотивированного суждения комитету банковского надзора Игнатьев аргументировал недавними событиями в «Межпромбанке», бизнес которого, по данным ЦБ, был устроен не вполне верным образом: банк кредитовал некие российские компании, формально никак не связанные с банком. На эти деньги компании покупали векселя банка, и еще через некоторое количество операций деньги оказывались в оффшоре с BVI, владельцем которого оказался номинальный владелец «Межпромбанка». Игнатьев сетовал, что поймать за руку таких банкиров сложно: формально все их операции соответствуют нормативам, но по понятиям банк кредитует собственника. По мнению главы ЦБ, любые формальные критерии всегда можно обойти, придумав новые схемы.
Вообще, мотивированное суждение, особенно если оно неправильно применяется — это из серии бизнеса по понятиям. Кому-то кажется, что банк кредитует собственника, кому-то нет. Мало ли, что кому кажется. Простор для злоупотреблений огромный. Чтобы такого не было, во всем мире институт мотивированного суждения снабжен критериями, по которым судят, и развитой системой правосудия. Последняя у нас известно в каком состоянии.
Нелишне напомнить, что в 2007 году сам Игнатьев уже запрещал комитету банковского надзора выносить мотивированное суждение в ходе оценки деятельности банков, но по представлению Генпрокуратуры — последняя проверила ЦБ и обнаружила, что мотивированное суждение, по сути, позволяло сотрудникам надзора менять нормативные акты регулятора по собственному усмотрению. Глава комитета по финрынкам Госдумы Владислав Резник тогда назвал это дело «тайным административным процессом, нарушающим право банков на судебную защиту».
Почему сейчас глава ЦБ вновь вернулся к теме мотивированного суждения, в целом понятно. Ситуация с «Межпромбанком» весьма неоднозначна: есть мнение, что ЦБ знал о происходящем, но бездействовал, а это значит, в Банк России может прийти прокуратура. Просьбы разрешить мотивированное суждение вкупе со стенаниями о том, что регулятор не может ничего сделать, а только зафиксировать вывод средств постфактум, могут, наверное, помочь доказать собственную невиновность. Так же, как и информация о том, что ЦБ знал о проблемах «Межпромбанка» еще в 2008 году, о чем информировал правоохранительные органы.
Понятное дело, ЦБ теперь взбивает пену. Из пены взбился законопроект, фактически дающий право всем регуляторам финансового рынка определять, рискованный бизнес у той или иной компании или нет, «по понятиям». Законопроект просто фантастической коррупционноемкости. Я, скорее, верю в то, что ни в ФСФР, ни в ЦБ взяток не берут (про неподкупность Миловидова вообще ходят легенды), а законопроект понадобился для борьбы с левыми схемами. Но не ценой же увеличения рисков до заоблачной величины сразу на всем финансовом рынке. Впрочем, вряд ли он будет принят: Минэкономразвития уже выдало отрицательное заключение.
Елена ТОФАНЮК
https://slon.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу