26 апреля 2008
Решение высокого суда Лондона по искам о несправедливом начислении банковских комиссионных приведет к выплате потребителям 1 млрд британских фунтов. Лондонский департамент соблюдения правил торговли (OFT) выиграл в суде первое дело, которое может создать прецедент для последующих судебных разбирательств. Суд признал, что взимание высоких комиссионных, например, за несогласованный овердрафт (превышение кредита в банке) подпадает под понятие «несправедливые условия для потребителей в контракте», которые оговорены в директиве ЕС, принятой с целью защиты потребителей. Результатом может стать целый поток аналогичных судебных решений.
Дело инициировали OFT, семь банков с Хай-стрит и некая строительная компания, которые попросили помощи в трактовке директивы ЕС, после того как потребители начали требовать через суд возмещения им миллионов фунтов, начисленных банками.
По экспертным оценкам, банки ежегодно зарабатывают 3,5 млрд фунтов, начисляя комиссионные за овердрафт. При этом владельцам счетов приходится платить до 35 фунтов всякий раз, когда они превышают предоставленный банком кредит.
Более 500 млн фунтов были уже возвращены клиентам банков, однако рассмотрение новых и уже поступивших в суды жалоб было временно приостановлено до тех пор, пока высокий суд не даст свою трактовку правил торговли и оказания услуг. Жалобы не будут рассматриваться, пока суд низшей инстанции, опираясь на решение высокого суда, не вынесет соответствующего решения.
Крупнейший европейский банк HSBC утверждает, что если он проиграет судебный процесс, то в самом худшем варианте объем возмещаемых клиентам средств может достичь 303 млн фунтов. Другие банки отказываются сообщить, каков будет размер их выплат, но аналитики, исходя из подсчетов HSBC, полагают, что общая сумма возвращаемых средств превысит 1,1 млрд фунтов.
Банки утверждают, что взимаемые ими сборы - не пеня, а скорее комиссионный сбор за оказанную услугу, а именно за предоставление кредита, поэтому их начисление является справедливым.
Кроме того, раздаются угрозы, что банковские потери могут привести к резкому сокращению бесплатных банковских операций, из-за чего клиентам придется платить ежемесячный взнос или комиссионные за каждую выполненную банком услугу.
В решении суда судья Эндрю Смит указал, что принятое им решение не означает, что все условия обслуживания клиентов, которые формулируются банками, нужно рассматривать как несправедливые согласно директиве ЕС 1999 года «О несправедливых условиях для потребителей в контрактах» (UTCCR) или что эти условия не являются обязательными для выполнения со стороны клиентов банка.
Он согласился с доводом банков о том, что условия, обычно применяемые к личным текущим счетам банковских клиентов, не противоречат законодательству, даже если подразумевают штрафные санкции. Он также сказал, что, за исключением некоторых отдельных случаев, эти условия сформулированы на четком и понятном языке.
Тем не менее судья отверг аргумент банковских юристов, что согласно действующему законодательству комиссионные сборы нельзя оценивать с точки зрения справедливости или несправедливости их начисления.
©The Daily Telegraph, UK, 2008
Дело инициировали OFT, семь банков с Хай-стрит и некая строительная компания, которые попросили помощи в трактовке директивы ЕС, после того как потребители начали требовать через суд возмещения им миллионов фунтов, начисленных банками.
По экспертным оценкам, банки ежегодно зарабатывают 3,5 млрд фунтов, начисляя комиссионные за овердрафт. При этом владельцам счетов приходится платить до 35 фунтов всякий раз, когда они превышают предоставленный банком кредит.
Более 500 млн фунтов были уже возвращены клиентам банков, однако рассмотрение новых и уже поступивших в суды жалоб было временно приостановлено до тех пор, пока высокий суд не даст свою трактовку правил торговли и оказания услуг. Жалобы не будут рассматриваться, пока суд низшей инстанции, опираясь на решение высокого суда, не вынесет соответствующего решения.
Крупнейший европейский банк HSBC утверждает, что если он проиграет судебный процесс, то в самом худшем варианте объем возмещаемых клиентам средств может достичь 303 млн фунтов. Другие банки отказываются сообщить, каков будет размер их выплат, но аналитики, исходя из подсчетов HSBC, полагают, что общая сумма возвращаемых средств превысит 1,1 млрд фунтов.
Банки утверждают, что взимаемые ими сборы - не пеня, а скорее комиссионный сбор за оказанную услугу, а именно за предоставление кредита, поэтому их начисление является справедливым.
Кроме того, раздаются угрозы, что банковские потери могут привести к резкому сокращению бесплатных банковских операций, из-за чего клиентам придется платить ежемесячный взнос или комиссионные за каждую выполненную банком услугу.
В решении суда судья Эндрю Смит указал, что принятое им решение не означает, что все условия обслуживания клиентов, которые формулируются банками, нужно рассматривать как несправедливые согласно директиве ЕС 1999 года «О несправедливых условиях для потребителей в контрактах» (UTCCR) или что эти условия не являются обязательными для выполнения со стороны клиентов банка.
Он согласился с доводом банков о том, что условия, обычно применяемые к личным текущим счетам банковских клиентов, не противоречат законодательству, даже если подразумевают штрафные санкции. Он также сказал, что, за исключением некоторых отдельных случаев, эти условия сформулированы на четком и понятном языке.
Тем не менее судья отверг аргумент банковских юристов, что согласно действующему законодательству комиссионные сборы нельзя оценивать с точки зрения справедливости или несправедливости их начисления.
©The Daily Telegraph, UK, 2008
(C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба