Куда движется нефть? » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Куда движется нефть?

С начала 2011 года котировки двух основных сортов нефти — ICE Brent и WTI — вопреки всем прогнозам и здравому смыслу, продолжают разнонаправленное движение. К текущему моменту «разрыв» (спрэд) между ними достиг невероятной цифры $16.30
18 февраля 2011 Алго Капитал Рожанковский Владимир
С начала 2011 года котировки двух основных сортов нефти — ICE Brent и WTI — вопреки всем прогнозам и здравому смыслу, продолжают разнонаправленное движение. К текущему моменту «разрыв» (спрэд) между ними достиг невероятной цифры $16.30. Текущие тарифы трансатлантических танкеров составляют всего порядка $0.00045 за баррель сырой нефти на 1 км пути, что при расстоянии между Атлантой (США) и Ливерпулем (Великобритания) порядка 7,000 км добавляет не более $3.20 к цене барреля западно-техасской нефти, экспортированной в Европу (что чуть больше максимального исторического спрэда между WTI и Brent, превышение которого раньше молниеносно активизировало деятельность «нефтяных арбитражёров»). Почему в этот раз они «не видят» своей выгоды? Кто и зачем создал устойчивый ценовой диспаритет между Европой и Америкой?

«Синдром Кушинга»
Американская нефтепроводная система построена по той же радиальной архитектурной модели, что и город Москва (только вместо дорог — трубы). Местечко Cushing в Штате Оклахома является в ней своего рода аналогией Кремля, где на маленьком пятачке земли вершатся судьбы седьмой части суши. До ввода в строй Транс-канадской ветки нефтепровода, недавно подключённой к пан-американской системе, и без того работающей на пределе своей передающей мощности, разница между двумя ключевыми сортами нефти редко достигала $2.5–$3, так как при её превышении спекулянты довольно быстро начинали «выкупать» более дешёвый из двух сортов, основной идеей чего были «беспоставочные» расчёты со спекулятивно настроенными глобальными нефтетрейдерами. Теперь же, после регулярного притока из Канады в главный торговый терминал Западного полушария около 590 тыс. баррелей в сутки, мощностей близлежащих нефтеперерабатывающих заводов стало не хватать, чтобы оприходовать весь возросший объём топлива. В результате этого пассивные запасы нефти в нефтехранилищах Кушинга достигли исторической отметки 38.33 млн баррелей. Эта нефть — вовсе не «пришелец из ниоткуда», и появилась она в результате вычитания объёма танкерных поставок в Европу, так что ценовое благоденствие в Штатах произошло за счёт нефтяного «притеснения» Старого Света.

По данным Агентства энергетической информации США (EIA), в 2010 году началось стремительное сокращение общей вакантной площади глобальных плавучих нефтехранилищ. Считается, что основополагающее значение этому тренду задали «накопительские привычки» Поднебесной, которая продолжала активно импортировать нефть «впрок» при отсутствии адекватных возможностей для её хранения. Когда ёмкости плавучих нефтехранилищ оказались заполненными, Китай начал хранить «чёрное золото» прямо в танкерах, пришвартованных к его протяжённой береговой линии.

Граф. 1. Справедливая цена на сорт WTI, исходя из глобального баланса спроса и предложения

Куда движется нефть?

Источник: US EIA

Граф. 2. Сравнительная динамика WTI и ICE Brent и их спрэда, начиная с 2008 г.

Куда движется нефть?

Источник: Bloomberg

Продолжающийся рост цен на нефть делает транспортную составляющую всё менее значимой компонентой в их образовании. Казалось бы, все барьеры для свободной торговли нефтью сметены, и глобальным диспропорциям просто нет места! На самом деле, основным дестабилизирующим фактором является хронический дефицит морских ёмкостей для транспортировки из-за их возрастающего использования в качестве нефтехранилищ. Если в 1990 году около 5% всего общего объёма существующих в мире танкеров использовалось для целей хранения, а не транспортировки нефти, то сегодня эта доля возросла до 18%, а общий объём плавучих нефтехранилищ увеличился до 140 млн кубометров сырой нефти.

Если говорить о текущей ситуации, сложившейся на первую половину февраля 2011 г., то из общего числа свободных танкеров в количестве 2137 штук суммарным дедвейтом 333 млн тонн «грязных» танкеров (судов, предназначенных для транспортировки сырой нефти) наберётся не более пятисот, из них трансатлантических — какая-нибудь жалкая дюжина. Большинство из вакантных нефтеналивных перевозчиков сосредоточено в Аравийском и Азиатско-Тихоокеанском регионе, где для них существуют объективно более высокие шансы получить «фиксировку» (fixture). Таким образом, для экстренной перестройки танкерной логистики, с учётом «Синдрома Кушинга», отсутствуют базовые начальные условия.

Здесь необходимо заметить, что «виновник всех бед» разработчик нефтепровода TransCanada и её основной конкурент Enbridge Inc. уже успели предложить DoE (Минэнерго США) план строительства новых транспортных веток, которые смогли бы соединить Кушинг с побережьем Мексиканского залива. Американцы, впрочем, не торопятся с ответом. В результате, TransCanada оговорился, что в любом случае данный проект не может быть начат ранее 2013 г. Отсюда и наш вывод: скорее всего, аномально высокий спрэд между Brent и WTI сохранится как минимум до прихода нового президента в Белый дом.

Граф. 3. Система нефтепроводов США и Канады

Куда движется нефть?

Источник: Allegro Energy Group

Граф. 4. Объём погрузки танкерной нефти в Северном море с 2008 г. и месячная скользящая средняя

Куда движется нефть?

Источник: Bloomberg

Граф. 5. Тариф фрахта танкеров между Европой и Атлантическим побережьем США, $ за тонну

Куда движется нефть?

Источник: Bloomberg

А тем временем местные НПЗ куют железо
Аномальная ситуация с углубляющимся ценовым дисконтом марки WTI не только к иностранным сортам, но и к другим американским маркам, привёл местные НПЗ в состояние эйфории. Их естественное желание заработать на внезапно подешевевшем сырье привело к двоекратному росту их суммарной загрузки в течение прошедшего месяца по мере роста этого ценового разрыва.

Предположить, что ситуация с избытком предложения WTI возникла спонтанно, было бы по меньшей мере наивно. Скорее всего (но эта версия вероятно так и останется догадкой) проект транс-канадского рукава создавался вполне осмысленно и его целью было регулирование американских контитентальных цен на нефть «почти рыночным» способом и во благо восстановления американской экономики.

Граф. 6. Эффект дешёвой WTI: НПЗ Среднего Запада стремительно наращивают выработку с начала года

Куда движется нефть?

Источник: Bloomberg, US EIA

Заключение
При всём желании марку WTI в ближайшее время нельзя скидывать со счетов. В конце концов, именно эта смесь имеет самый обширный и разнообразный рынок фьючерсных и опционных контрактов. Тем не менее, статус глобального бенчмарка она может через какое-то время потерять, поскольку её цена будет всё меньше коррелировать с мировым балансом спроса и предложения на рынке нефти. Уже сейчас, по мере расширяющегося спрэда Brent/WTI объём фьючерсных контрактов последней начал демонстрировать некоторое снижение (пока что делать фундаментальные выводы, впрочем, преждевременно).

Граф. 7. Динамика объёмов торговли июньскими фьючерсными контрактами на WTI (оранжевая линия) и Brent (белая линия)

Куда движется нефть?

Источник: Bloomberg

Глобальный спрос на нефть в 2010 и 2011 гг. пересмотрен EIA вверх на 120 тыс. баррелей в сутки на фоне более динамичного, чем предполагалось ранее, импорта со стороны развивающихся азиатско-тихоокеанских рынков и слегка улучшившегося экономического климата в Северной Америке. Итоговая цифра ежесуточного спроса на нефть в 2010 г. составила, по версии Агентства, 87.8 млн баррелей (+2.8 млн баррелей в сутки в годовом выражении), а в 2011 г. спрос составит уже 89.3 млн баррелей в сутки (дополнительно +1.5 млн баррелей в день). При этом рост предложения со стороны ОПЕКовских и неОПЕКовских нефтеэкспортёров составит всего 0.7 млн баррелей в сутки в 2011 г, а в 2012 г. неОПЕКовские страны, как ожидается, даже несколько снизят этот показатель.

Если на фоне таких данных нефть WTI продолжит снижаться или даже если она начнёт торговаться в «боковике», на рынке нефтяных фьючерсов и опционов WTI, очевидно, будет всё меньше заинтересованных в нём иностранных участников. Впрочем, возможно именно этого DoE и добивается.

В то же время, судя по продолжающейся синхронной динамике рубля и Brent, валютные трейдеры справедливо связывают именно эту пару (а не WTI-рубль) воедино, ведь Россия экспортирует нефть преимущественно в Европу! С одной стороны, продолжающийся сценарий усиления спроса на Brent за счёт его снижения на WTI крайне выгоден для России, так как он будет формировать профицит её торгового баланса ускоренными темпами. С другой стороны, печальным следствием нынешней ценовой вилки станет снижение инвестиционных качеств существующих нефтяных инструментов, и в какой-то момент на рынке возникнет объективная необходимость поиска нового высоколиквидного нефтяного фьючерса для целей портфельных инвестиций и бенчмарка. Поскольку именно рынок США на сегодняшний день обеспечивает львиную долю фьючерсных контрактов на «чёрное золото», возможно, WTI в конце концов придётся уступить свой трон той же Light Louisiana Sweet, которая сейчас, к слову, торгуется даже чуть выше уровня Brent — около $105 за баррель. Согласится ли с таким сценарием Казначейство США и DoE — это уже совсем другой вопрос

http://www.ncapital.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter