Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Арабский мир мог бы стать новым членом БРИК » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Арабский мир мог бы стать новым членом БРИК

В результате успешных революций в мире может появиться новая экономическая сила, причем прямо у порога Европы
5 марта 2011 The Times
В результате успешных революций в мире может появиться новая экономическая сила, причем прямо у порога Европы

На протяжении десятилетий развитие арабских стран сдерживали не только исторические, культурные и политические, но и основные экономические факторы. Взятые вместе, они указывали на отсутствие желания принять современные условия глобализации мирового сообщества. Тем не менее, события последних недель свидетельствуют о том, что ситуация, возможно, начинает меняться.

Когда Тунис взорвался акциями протеста, я посчитал это обстоятельство внутренней проблемой страны и не обратил на него должного внимания, а следовало бы. Однако после того как волна народного возмущения накрыла Египет, я понял, что дело гораздо сложнее. Дело в том, что в основе этих акций, похоже, лежат совсем не типичные для арабского мира требования. Мы не видим признаков антизападной пропаганды и того, что восставшие руководствуются религиозными мотивами.

Как мне представляется, беспорядки были вызваны тем, что из передач спутникового телевидения и Интернета люди узнали о жизненном уровне других народов, живущих за пределами их региона, и захотели того же для себя. Эту волну возмущения и желание изменить свою жизнь вполне можно понять.

Для того чтобы стать ведущей в экономическом отношении нацией, необходимы два условия – большая численность работоспособного населения и высокая эффективность производства. Именно эти условия и высвободила глобализация в четырех странах БРИК – Бразилии, России, Индии и Китае.

Ни одно из государств Ближнего Востока и Северной Африки не является достаточно крупным и мощным, чтобы конкурировать с ними, но, объединившись, арабский мир вполне может стать экономически сильным игроком. Сегодня в регионе выделяются несколько стран. Египет и Иран имеют достаточно большую численность населения и поэтому фигурируют в так называемом «Next 11» - нашем списке из одиннадцати государств, которые, по мнению аналитиков, обладают наилучшими перспективами, чтобы играть важнейшую роль в мировой экономике [Бангладеш, Египет, Индонезия, Иран, Мексика, Нигерия, Пакистан, Филиппины, Южная Корея, Турция и Вьетнам]. Саудовская Аравия не имеет такого населения, однако размер ее ВВП указывает на то, что страна вполне может со временем стать «экономикой роста» - мой новый термин для государств, которые перерастают свой статус развивающегося рынка.

Если взглянуть на ключевые факторы, обеспечивающие устойчивый рост, то страны Ближнего Востока выглядят плоховато. Данные показатели включают темпы инфляции, размер государственного долга, а также диктатуру закона, степень коррупции, стабильность правительства, уровень образования и продолжительность жизни. Египет, например, находится в списке «Next 11» на четвертом от конца месте по темпам роста и производительности труда. Еще более показательно то, что это государство демонстрировало самую низкую степень прогресса за последнее десятилетие.

Что интересно, Иран в этом отношении выглядит гораздо лучше, чем Египет, несмотря на очевидные недостатки его руководства. Если бы в стране произошло успешное народное восстание, Иран очень быстро бы превратился в экономику, представляющую интерес для международного бизнеса.

Методы, которыми новые лидеры стран Ближнего Востока будут преодолевать эти недостатки, станет ключевым показателем того, успешной ли будет начальная стадия развития их экономик или нет. Наиболее положительными в этом смысле признаками являются решимость повысить грамотность населения и уровень образования, а также проведение свободных и честных выборов. В некоторых случаях в результате честных выборов к власти не вернулись правительства, которые желал Запад, но мы все равно должны поощрять проведение выборов, ведь альтернативой им является политический вакуум, который быстро заполнят дестабилизирующие силы.

Главный вопрос заключается в том, является ли движение в направлении демократии обязательной предпосылкой для процветания. Успех Китая свидетельствует о том, что не является. Тем не менее, очень существенно, чтобы к власти пришло руководство, готовое попытаться позволить своим гражданам жить лучше. Именно к этому, похоже, и стремится правительство Китая в том, что касается материального благосостояния народа.

Что эти народные волнения означают для Великобритании? С 1970-х годов все серьезные беспорядки на Ближнем Востоке вызывали страх перед тем, что цены на нефть взлетят вверх, удушая тем самым экономику западных стран. Именно этого все опасаются и сегодня. Между тем, такие простые сравнения не подходят для нынешней ситуации.

Во-первых, причиной этого является Китай. Рост цен на нефть в последние годы был в основном обусловлен чудовищным аппетитом этой страны на энергоносители. Заявление Поднебесной, сделанное на этой неделе, о том, что целью пятилетнего плана развития является рост на уровне 7%, а не 7,5% в год, выглядит более важным, чем все страхи по поводу поставок нефти из Ливии. Опасения были бы оправданными, если бы кризис распространился на все страны Персидского залива, однако этого еще не произошло.

Успешные революции необходимо рассматривать в контексте невероятных возможностей, которые они открывают для стран региона. Эти возможности сопоставимы с теми, которые имели страны БРИК десять лет назад. Население стран Ближнего Востока и Северной Африки в совокупности составляет 400 млн. человек. Эта цифра более чем вдвое превышает численность населения Бразилии и почти втрое - население России.

Самое главное преимущество этого региона заключается в его географическом положении и часовом поясе. Страны, расположенные настолько близко к Европе, могли бы стать важными центрами легкой промышленности, особенно в связи с тем, что заработная плата и производственные издержки в Китае неуклонно ползут вверх. Если бы результатом революций стало повышение эффективности производства и благосостояния населения, как это было в странах БРИК, мы бы получили пятого члена БРИК. Это пошло бы только на пользу Великобритании с ее экономикой, ориентированной на внешние связи.

Джим О’Нилл – руководитель департамента управления активами Инвестиционного банка Goldman Sachs

The Times, The Arab world could become the next Bric