30 мая 2011 InoPressa
Большая Восьмерка недавно обратилась к Европейскому банку реконструкции и развития, созданному для облегчения странам Центральной и Восточной Европы перехода от социалистического строя к демократии и рыночной экономике, использовать свой опыт для преобразования Египта. Но какие уроки из опыта Восточной Европы могут пригодиться Северной Африке и Ближнему Востоку? Прежне всего, в отличие от Восточной Европы в образца 1989 года, в странах так называемого «арабского пояса» нет системы централизованного экономического планирования. Конечно, государство активно участвует в большинстве видов экономической деятельности, а права граждан часто игнорируются, однако частная собственность в этих странах существует и уже давно. Субсидии - привычное дело, но цены не фиксируются на государственном уровне. Что-то может и противоречит принципам международной торговли, но не в таких масштабах, как это было в Восточной Европе, где страны торговали в основном между собой, основываясь на искусственно созданной и сильно перекошенной системе. Таким образом, мы будем проводить параллели с современной Восточной Европой и реформами, которые помогли им добиться таких результатов.
Несмотря на финансовый кризис, страны Центральной Европы и Балтики сумели добиться впечатляющих экономических результатов. Но, с другой стороны, большинство из них, как и страны Северной Африки и Ближнего Востока, застряли на переходном этапе. А, положа руку на сердце, некоторые, например, Белоруссия и Узбекистан еще и не начинали никаких реформ. Богатый опыт восточноевропейских стран дает нам ценные подсказки, как выбраться из «переходного болота». На смену горячим спорам относительно шоковой терапии или постепенного подхода пришло понимание, что не надо пытаться сделать все и сразу, в один присест, пользуясь политической ситуацией. Кроме того, откаты назад неизбежны, и их не надо бояться. Крайне важно правильно и тщательно планировать реформы, только тогда можно добиться успеха. Начиная с очевидных и наиболее популярных реформ, политики закладывают фундамент для будущих, менее приятных изменений. Фундаментом для политических и экономических реформ в Центральной и Восточной Европе был малый и средний бизнес в частном секторе, а также активная молодежь. Развитие частного бизнеса с новыми рабочими местами - очень актуальная задача для таких стран, как Египет с молодым и растущим населением.
Государство должно играть в этом процессе главную роль. Первые призыв разобрать государственную собственность на части уступили место более трезвому взгляду на ситуацию. Для поддержки рынков, внедрения законов и проведения реформ нужно сильное государство, которое будет инвестировать средства в образование и здравоохранение, способствуя развитию частного бизнеса. Кроме того, не стоит слишком волноваться по поводу смены политических курсов. На самом деле, способность избирателей избавляться от недееспособного правительства - это большой плюс. Польское правительство запустило серию реформ в рамках «шоковой терапии», но его очень быстро сменила коалиция, придерживающаяся принципов постепенных преобразований, которая уделяет больше внимания проблеме распределения позитивного эффекта в экономике. С тех по к власти в Польше приходили партии с различными программами и лозунгами. Но это не помешало стране построить процветающую экономику и надежный демократический строй, способный выдержать такие неприятности, как финансовый кризис.
Страх перед возвратом к прошлому не должен мешать переходу к парламентскому строю и гражданскому обществу. Сегодня мы видим, как Северная Африка и Ближний Восток пытаются форсировать непродуманные реформы, опасаясь исламского экстремизма. Но даже в этой ситуации реформы должны быть продуманными, их нужно оценивать с учетом баланса рисков. В Центральной Европе страны активно двигались по пути реформ, подстегиваемые желанием попасть в Евросоюз. Как и для большей части стран бывшего Советского Союза, застрявших на переходном этапе, страны Северной Африки и Ближнего Востока на это не рассчитывают. Но в любом случае, территориальная близость к Европе откроет перед ними массу торговых и финансовых преимуществ. Европа должна открыть свои рынки для южных и восточных соседей, если они проведут у себя соответствующие реформы.
Эрик Берглоф, старший экономист Европейского банка реконструкции и развития
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Несмотря на финансовый кризис, страны Центральной Европы и Балтики сумели добиться впечатляющих экономических результатов. Но, с другой стороны, большинство из них, как и страны Северной Африки и Ближнего Востока, застряли на переходном этапе. А, положа руку на сердце, некоторые, например, Белоруссия и Узбекистан еще и не начинали никаких реформ. Богатый опыт восточноевропейских стран дает нам ценные подсказки, как выбраться из «переходного болота». На смену горячим спорам относительно шоковой терапии или постепенного подхода пришло понимание, что не надо пытаться сделать все и сразу, в один присест, пользуясь политической ситуацией. Кроме того, откаты назад неизбежны, и их не надо бояться. Крайне важно правильно и тщательно планировать реформы, только тогда можно добиться успеха. Начиная с очевидных и наиболее популярных реформ, политики закладывают фундамент для будущих, менее приятных изменений. Фундаментом для политических и экономических реформ в Центральной и Восточной Европе был малый и средний бизнес в частном секторе, а также активная молодежь. Развитие частного бизнеса с новыми рабочими местами - очень актуальная задача для таких стран, как Египет с молодым и растущим населением.
Государство должно играть в этом процессе главную роль. Первые призыв разобрать государственную собственность на части уступили место более трезвому взгляду на ситуацию. Для поддержки рынков, внедрения законов и проведения реформ нужно сильное государство, которое будет инвестировать средства в образование и здравоохранение, способствуя развитию частного бизнеса. Кроме того, не стоит слишком волноваться по поводу смены политических курсов. На самом деле, способность избирателей избавляться от недееспособного правительства - это большой плюс. Польское правительство запустило серию реформ в рамках «шоковой терапии», но его очень быстро сменила коалиция, придерживающаяся принципов постепенных преобразований, которая уделяет больше внимания проблеме распределения позитивного эффекта в экономике. С тех по к власти в Польше приходили партии с различными программами и лозунгами. Но это не помешало стране построить процветающую экономику и надежный демократический строй, способный выдержать такие неприятности, как финансовый кризис.
Страх перед возвратом к прошлому не должен мешать переходу к парламентскому строю и гражданскому обществу. Сегодня мы видим, как Северная Африка и Ближний Восток пытаются форсировать непродуманные реформы, опасаясь исламского экстремизма. Но даже в этой ситуации реформы должны быть продуманными, их нужно оценивать с учетом баланса рисков. В Центральной Европе страны активно двигались по пути реформ, подстегиваемые желанием попасть в Евросоюз. Как и для большей части стран бывшего Советского Союза, застрявших на переходном этапе, страны Северной Африки и Ближнего Востока на это не рассчитывают. Но в любом случае, территориальная близость к Европе откроет перед ними массу торговых и финансовых преимуществ. Европа должна открыть свои рынки для южных и восточных соседей, если они проведут у себя соответствующие реформы.
Эрик Берглоф, старший экономист Европейского банка реконструкции и развития
Подготовлено Forexpf.ru по материалам Project Syndicate
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу