2 июня 2011 Взгляд
Глава ЕЦБ Жан-Клод Трише предлагает для решения проблем еврозоны создать единое министерство финансов, которое получило бы право вмешиваться в экономическую политику отдельных стран. Экономисты видят два выхода для Европы: либо распад еврозоны, либо создание единого центра по образу России или США, что, по сути, и предлагает Трише.
Глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише полагает, что правительствам 17 стран – участниц еврозоны следует серьезно рассмотреть вопрос о создании единого министерства финансов объединения.
«Кроме создания «Соединенных Штатов Европы» – федерации с единым фискальным и эмиссионно-кредитным центром, за что ратует Трише, можно устроить распад еврозоны»
«Действительно ли чересчур дерзко в условиях единого экономического пространства, наличия общего рынка, общей валюты и общего центрального банка предвидеть создание общего министерства финансов?» – заявил Трише на церемонии вручения ему премии Карла Великого за вклад в дело европейского объединения (цитаты по «Интерфаксу»).
Между тем созданное единое министерство финансов не обязательно должно единолично распоряжаться общим бюджетом, считает Трише. По его словам, ведомство могло бы исполнять по крайней мере три основных обязанности.
Во-первых, осуществлять «контроль за бюджетной политикой и политикой в области повышения конкурентоспособности» национальных экономик, а также устанавливать конкретные обязательства для стран, испытывающих финансовые трудности. Таким образом, ведомство должно получить возможность вмешиваться в экономическую политику отдельных стран.
Во-вторых, общее министерство финансов могло бы также исполнять «все типичные обязанности представителя исполнительной ветви власти в том, что касается финансового сектора ЕС, с тем, чтобы добиться полной интеграции в области финансовых услуг».
В-третьих, единый минфин мог бы представлять ЕС на встречах с финансовыми ведомствами других стран.
На этой неделе европейские политики уже начали обсуждать возможность беспрецедентного вмешательства в экономику Греции. В обмен на новый кредит, необходимый стране, еврозона хочет взять на себя контроль за приватизацией и сбором налогов в этой стране, передавала FT.
Логичный шаг
Отсутствие скоординированной бюджетной политики при общей денежно-кредитной политике и единой валюте – одна из главных причин долгового и бюджетного кризиса в некоторых странах еврозоны, считают эксперты.
Изначально ЕС было принято ошибочное решение лишь гармонизировать экономическое и налоговое законодательство во всех странах еврозоны, тогда как его надо было выровнять, говорит директор банковского института ВШЭ Василий Солодков. «В итоге законодательство в странах еврозоны похоже, но банковские, налоговые ставки везде разные, люди в разное время выходят на пенсию, получают неодинаковую пенсию и т. д., – объясняет экономист. – Когда выяснилось, что до добра это не доведет, в частности из-за возникновения проблем в Греции, в Ирландии, Испании и Португалии, возник вопрос, как сделать так, чтобы подобного рода вещи не повторялись».
«Сейчас есть бюджет Еврокомиссии и есть отдельно взятые бюджеты у разных стран, каждая из которых делает с бюджетом все, что хочет, кроме того, что она не должна превышать дефицит бюджета к ВВП более чем на 3%. Но на практике этого не получается», – отмечает Солодков. По его мнению, для неповторения бюджетного и долгового кризисов в Европе создание единого министерства финансов еврозоны является логичным.
Однако могут возникнуть другие проблемы, которые имеются сейчас в России и в США, где есть дотационные регионы и регионы, которые зарабатывают для всех. «Как долго будет нравиться такая ситуация тем регионам еврозоны, которые зарабатывают, я не знаю. У той же Германии большие проблемы с тем, что, с одной стороны, она выступает за евросолидарность и Евросоюз, с другой – фактически является донором для большого количества европейских стран», – говорит Солодков.
Два варианта
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что у европейской долговой проблемы есть два возможных решения. Кроме создания «Соединенных Штатов Европы» – федерации с единым фискальным и эмиссионно-кредитным центром, за что ратует Трише, возможный выход – устроить распад еврозоны как структуры, которая не смогла обеспечить всем своим членам равный доступ к инвестиционным финансовым ресурсам.
Если будет реализован второй сценарий, то крупнейшие страны еврозоны потеряют свои традиционные рынки сбыта. «При отказе базовых стран от поддержки «периферии» она обратится за помощью к другим странам, платой будет интеграция «периферийных» государств ЕС в другие экономические образования», – отмечает экономист. В этом случае ослабеет политико-экономическая мощь базовых стран ЕС, и они сами могут в итоге стать объектом поглощения более сильных наднациональных экономических систем, считает он.
Тут может возникнуть и вторая, финансовая проблема, указывает Осин. «Банки базовых стран ЕС, понеся убытки на региональном рынке, уступят свои позиции в мире иностранным конкурентам. Привлечение дешевых кредитов экономике, нуждающейся в реиндустриализации, будет затруднено, что приведет также к ослаблению базовых стран ЕС и утрате ими своей нынешней роли в мире», – поясняет экономист.
Вариант поддержки «периферии» и создания единого федерального центра ЕС по образу РФ или США, который предлагает Трише, все равно ослабит позиции ЕС в мире, считает Осин. Потому что долговая проблема Европы решалась и, скорее всего, будет решаться через монетизацию долга, а для государств с высокой долей сферы услуг, торговли и финансов в ВВП это означает сокращение своего валового продукта относительно стран, производящих и добывающих, объясняет экономист.
Зато при этом сценарии, указывает Осин, базовые страны ЕС сохранят «свои» рынки сбыта, экономика ЕС с численностью населения в 300 млн человек будет по-прежнему способна работать с низкой рентабельностью и оставаться относительно устойчивой к внешним шокам за счет большого внутреннего спроса. Более устойчивым при таком варианте будет также финансовый и политический авторитет ЕС в мире.
«В Европе усиливается национализм, стремление к дезинтеграции. Для небольших стран выбор такой доктрины в нынешних условиях – идеализация реальных политико-экономических условий», – уверен Александр Осин.
Ольга Самофалова
http://www.vz.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Глава Европейского центрального банка (ЕЦБ) Жан-Клод Трише полагает, что правительствам 17 стран – участниц еврозоны следует серьезно рассмотреть вопрос о создании единого министерства финансов объединения.
«Кроме создания «Соединенных Штатов Европы» – федерации с единым фискальным и эмиссионно-кредитным центром, за что ратует Трише, можно устроить распад еврозоны»
«Действительно ли чересчур дерзко в условиях единого экономического пространства, наличия общего рынка, общей валюты и общего центрального банка предвидеть создание общего министерства финансов?» – заявил Трише на церемонии вручения ему премии Карла Великого за вклад в дело европейского объединения (цитаты по «Интерфаксу»).
Между тем созданное единое министерство финансов не обязательно должно единолично распоряжаться общим бюджетом, считает Трише. По его словам, ведомство могло бы исполнять по крайней мере три основных обязанности.
Во-первых, осуществлять «контроль за бюджетной политикой и политикой в области повышения конкурентоспособности» национальных экономик, а также устанавливать конкретные обязательства для стран, испытывающих финансовые трудности. Таким образом, ведомство должно получить возможность вмешиваться в экономическую политику отдельных стран.
Во-вторых, общее министерство финансов могло бы также исполнять «все типичные обязанности представителя исполнительной ветви власти в том, что касается финансового сектора ЕС, с тем, чтобы добиться полной интеграции в области финансовых услуг».
В-третьих, единый минфин мог бы представлять ЕС на встречах с финансовыми ведомствами других стран.
На этой неделе европейские политики уже начали обсуждать возможность беспрецедентного вмешательства в экономику Греции. В обмен на новый кредит, необходимый стране, еврозона хочет взять на себя контроль за приватизацией и сбором налогов в этой стране, передавала FT.
Логичный шаг
Отсутствие скоординированной бюджетной политики при общей денежно-кредитной политике и единой валюте – одна из главных причин долгового и бюджетного кризиса в некоторых странах еврозоны, считают эксперты.
Изначально ЕС было принято ошибочное решение лишь гармонизировать экономическое и налоговое законодательство во всех странах еврозоны, тогда как его надо было выровнять, говорит директор банковского института ВШЭ Василий Солодков. «В итоге законодательство в странах еврозоны похоже, но банковские, налоговые ставки везде разные, люди в разное время выходят на пенсию, получают неодинаковую пенсию и т. д., – объясняет экономист. – Когда выяснилось, что до добра это не доведет, в частности из-за возникновения проблем в Греции, в Ирландии, Испании и Португалии, возник вопрос, как сделать так, чтобы подобного рода вещи не повторялись».
«Сейчас есть бюджет Еврокомиссии и есть отдельно взятые бюджеты у разных стран, каждая из которых делает с бюджетом все, что хочет, кроме того, что она не должна превышать дефицит бюджета к ВВП более чем на 3%. Но на практике этого не получается», – отмечает Солодков. По его мнению, для неповторения бюджетного и долгового кризисов в Европе создание единого министерства финансов еврозоны является логичным.
Однако могут возникнуть другие проблемы, которые имеются сейчас в России и в США, где есть дотационные регионы и регионы, которые зарабатывают для всех. «Как долго будет нравиться такая ситуация тем регионам еврозоны, которые зарабатывают, я не знаю. У той же Германии большие проблемы с тем, что, с одной стороны, она выступает за евросолидарность и Евросоюз, с другой – фактически является донором для большого количества европейских стран», – говорит Солодков.
Два варианта
Главный экономист УК «Финам Менеджмент» Александр Осин считает, что у европейской долговой проблемы есть два возможных решения. Кроме создания «Соединенных Штатов Европы» – федерации с единым фискальным и эмиссионно-кредитным центром, за что ратует Трише, возможный выход – устроить распад еврозоны как структуры, которая не смогла обеспечить всем своим членам равный доступ к инвестиционным финансовым ресурсам.
Если будет реализован второй сценарий, то крупнейшие страны еврозоны потеряют свои традиционные рынки сбыта. «При отказе базовых стран от поддержки «периферии» она обратится за помощью к другим странам, платой будет интеграция «периферийных» государств ЕС в другие экономические образования», – отмечает экономист. В этом случае ослабеет политико-экономическая мощь базовых стран ЕС, и они сами могут в итоге стать объектом поглощения более сильных наднациональных экономических систем, считает он.
Тут может возникнуть и вторая, финансовая проблема, указывает Осин. «Банки базовых стран ЕС, понеся убытки на региональном рынке, уступят свои позиции в мире иностранным конкурентам. Привлечение дешевых кредитов экономике, нуждающейся в реиндустриализации, будет затруднено, что приведет также к ослаблению базовых стран ЕС и утрате ими своей нынешней роли в мире», – поясняет экономист.
Вариант поддержки «периферии» и создания единого федерального центра ЕС по образу РФ или США, который предлагает Трише, все равно ослабит позиции ЕС в мире, считает Осин. Потому что долговая проблема Европы решалась и, скорее всего, будет решаться через монетизацию долга, а для государств с высокой долей сферы услуг, торговли и финансов в ВВП это означает сокращение своего валового продукта относительно стран, производящих и добывающих, объясняет экономист.
Зато при этом сценарии, указывает Осин, базовые страны ЕС сохранят «свои» рынки сбыта, экономика ЕС с численностью населения в 300 млн человек будет по-прежнему способна работать с низкой рентабельностью и оставаться относительно устойчивой к внешним шокам за счет большого внутреннего спроса. Более устойчивым при таком варианте будет также финансовый и политический авторитет ЕС в мире.
«В Европе усиливается национализм, стремление к дезинтеграции. Для небольших стран выбор такой доктрины в нынешних условиях – идеализация реальных политико-экономических условий», – уверен Александр Осин.
Ольга Самофалова
http://www.vz.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу