Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
UBS: Безопасность доллара США – всего лишь иллюзия » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

UBS: Безопасность доллара США – всего лишь иллюзия

В настоящее время в мире нет резервной валюты, внушающей доверие. Если определять силу валюты, ориентируясь на размер финансовых рынков, то выбор будет в пользу доллара США и евро. И, конечно, есть множество преимуществ в том, чтобы иметь сильный доллар и сильный евро, но достижение этой цели представляется маловероятным. Отсутствие доверия к этим валютам равнозначно отсутствию доверия к будущему соответствующих валютных зон
3 июня 2011 РБК | Архив
В настоящее время в мире нет резервной валюты, внушающей доверие. Если определять силу валюты, ориентируясь на размер финансовых рынков, то выбор будет в пользу доллара США и евро. И, конечно, есть множество преимуществ в том, чтобы иметь сильный доллар и сильный евро, но достижение этой цели представляется маловероятным. Отсутствие доверия к этим валютам равнозначно отсутствию доверия к будущему соответствующих валютных зон. "Поэтому мы считаем, что инвесторам следует создавать позиции в других сильных и ликвидных валютах, чтобы хеджировать риск снижения стоимости доллара и евро. Мы рекомендуем это всем инвесторам, включая тех, чьей базисной валютой не является доллар или евро", – отмечает аналитик UBS Томас Флури.

Споры о том, утратит ли доллар статус основной мировой валюты, по мнению эксперта, не имеют смысла, так как эта валюта давно не играет своей прежней роли в управлении резервами. И хотя в международной торговле доллар остается основной валютой платежа и выставления счетов, он уже давно не является главным средством сохранения стоимости. В конце ХХ века доллар также перестал быть доминирующей валютой инвестиций. Рубеж столетий стал временем завершения кризиса в Азии, долгосрочного процесса интеграции крупнейших развивающихся рынков и создания евро. Одновременно произошел крах "доткомов", вызвавший самое значительное на тот момент падение рынков капитала со времен второй мировой войны.

Прежде динамика доллара отражала рост мировой экономики. Непрерывное расширение развивающихся рынков и общего финансового рынка еврозоны ослабило позиции США. Теперь доллар сможет вернуть себе роль единственной резервной валюты только в том случае, если рост мировой экономики обратится вспять, подчеркнул эксперт UBS.

В 2002г. индекс доллара - показатель покупательной силы доллара США относительно валют экономически развитых торговых партнеров США - установил промежуточный максимум. С тех пор он демонстрирует тенденцию к снижению, отмечает Т.Флури. Отрицательная динамика доллара по отношению к другим ликвидным валютам не только привлекла внимание валютных специалистов в финансовых центрах, но и стала весьма заметной на развивающихся рынках.

Одной из главных причин долгосрочного снижения стоимости доллара является постоянный рост внешнеторгового дефицита и внешнеторгового долга США. Кроме того, госдолг США за время финансового кризиса вырос с 60% до 100% от ВВП. Он должен вернуться на уровень 60% от ВВП, чтобы инвесторы вновь поверили в ведущую роль США и начали доверять американскому казначейству и американской валюте, подчеркнул аналитик UBS.

По его словам, после азиатского кризиса валюты развивающихся рынков демонстрировали стабильность, и это побудило инвесторов взглянуть более пристально на паритеты доллара к альтернативным валютам - таким как евро, швейцарский франк и австралийский доллар. В период между второй мировой войной и азиатским кризисом большинство развивающихся рынков сталкивались с проблемами задолженности и (или) сильного давления на свои валюты. С точки зрения компании, действующей на развивающемся рынке с присущими ему рисками, колебания курса доллара США к немецкой марке или фунта к франку практически не имели значения. Дискуссии по поводу того, является ли доллар, франк или марка лучшей инвестиционной валютой, оставались на втором плане, так как доллар наиболее широко использовался рынком и служил валютой вы-ставления счетов. Инвестиции в другую, свободно конвертируемую валюту, не давали ощутимого преимущества. Недовольство неуклонным ослаблением доллара США широко распространилось лишь в последние 5–10 лет, на фоне устойчивого подъема экономик стран BRICS и стабилизации их валют.

Отсутствие логической альтернативы увеличивает потребность в диверсификации, считает Т.Флури. Судьба доллара как резервной валюты была бы давно решена, если бы существовала очевидная альтернатива. Но в наш век глобализации мир организован не так просто. Финансовый кризис нанес удар по всем основным валютным зонам – еврозоне, Великобритании и Японии. Стремительный рост долга тормозит рост экономики и создает риск инфляции во всех регионах. Доверие к основным валютам подорвано. Как следствие, ни одна из валют в настоящее время не может играть роль доминирующей резервной валюты.

Безопасность доллара США – всего лишь иллюзия, предостерегает аналитик UBS. Некоторые валютные аналитики считают, что доллар по-прежнему может служить "тихой гаванью" для инвесторов, несмотря на снижение его стоимости в последние годы. "На наш взгляд, доллар будет продолжать играть доминирующую роль в рамках консервативных портфелей. Но есть и сомнения. Во время финансового кризиса доллар дважды демонстрировал внушительный рост, но даже на пике своего восстановления в 2008 и 2010гг. он оставался намного ниже уровней 2000–2006гг. Укрепление доллара во время кризиса – не более чем реакция на то сильное давление, которое эта валюта испытывает в периоды подъема экономики. Восстановление доллара основано не столько на мощи экономики США, сколько на временных слабостях регионов роста из числа развивающихся рынков. Два крупных финансовых кризиса - крах "доткомов" 2002г. и финансовый кризис 2008г. - начались в США и оказали сильнейшее воздействие на фондовый рынок этого региона. Поэтому во время будущих кризисов доллар вряд ли будет внушать доверие. Существуют объективные причины, по которым инвесторам следует обратить внимание на другие "тихие гавани", - подчеркивает Т.Флури.

"Тихие гавани" не спасли от финансового кризиса, объясняет он. Основной вопрос можно сформулировать так: в чем же заключаются преимущества "безопасных инвестиций", если во время самого глубокого кризиса столетия эта "безопасность" не смогла компенсировать потери роста, достигнутого за последние 10 лет? Восстановление доллара было кратковременным. Во время кризиса динамика рынка и новости указывали на то, что инвесторы, ориентированные на долгосрочную перспективу - центральные банки и суверенные фонды - использовали укрепление доллара для свертывания долларовых позиций. Долг США перед зарубежными кредиторами, накопленный за последние 15 лет, сделал доллар уязвимым к кризисам. Даже сейчас у правительства США нет убедительной стратегии сокращения внешнего долга. Следовательно, международные инвесторы будут продавать доллары и в следующий период его укрепления, вызванного кризисом. И с каждым разом доллару будет все труднее восстанавливаться.

"Правило "50-50" больше не работает. Финансовый кризис подорвал и доверие к евро. До кризиса мы с чистой совестью следовали правилу "50-50", согласно которому ликвидный портфель, состоящий на 50% из долларовых позиций и на 50% из позиций в евро, обеспечивал сбалансированность и некоторую защиту от колебаний валютных курсов. Это правило было основано на том, что евро укрепляется в периоды экономического подъема, а доллар – в периоды кризиса. Но для инвесторов, чьей базисной валютой является доллар, правило "50-50" было бы малоприменимо еще до кризиса. Европейский долговой кризис, последствия которого будут сказываться еще долгое время, значительно ограничил потенциал евро, поэтому инвесторам необходимо задуматься о дополнительной диверсификации", – подчеркивает Т.Флури.

Зачем нужна диверсификация тем, чей инвестиционный доход, расходы и активы выражены в долларах США? Конечно, валюта дохода должна совпадать с валютой, в которой осуществляются расходы, а для этого определенный процент активов должен выражаться в базисной валюте, считает эксперт UBS. Но остальные средства следует инвестировать в другие валюты, добавляет он. Долларовые инвестиции без валютной диверсификации привели бы к уменьшению реальной стоимости активов вследствие снижения покупательной способности, вызванной ростом стоимости жизни и энергоносителей за последние несколько лет. Процентный доход существенно отстает от инфляции. Вместе с тем, инвестиции в "сырьевые" валюты (норвежскую крону, австралийский и канадский доллары), а также позиции в других ликвидных валютах наиболее стабильных стран (таких как Швейцария и Швеция), несомненно, помогли бы ограничить эти убытки.

Чтобы валюта могла считаться резервной, она должна быть стабильной и ликвидной - то есть легко реализуемой при любых рыночных условиях, отмечает Т.Флури. Именно благодаря ликвидности такие свободно конвертируемые валюты как австралийский и канадский доллары, шведская и норвежская кроны и швейцарский франк вышли на первый план. Эти пять валют продемонстрировали стабильность в период кризиса, и в дальнейшем им будут оказывать поддержку такие факторы как низкий долг и высокий потенциал роста экономик их стран. Поэтому эксперт UBS рекомендует инвестировать во все эти валюты в более или менее равных долях. Каждая из этих пяти валют имеет свои особенности и выглядит более привлекательной на определенном этапе экономического цикла. Динамика норвежской кроны и канадского доллара тесно связана с ценами на нефть. Австралийский доллар больше зависит от Китая, угля и цветных металлов. Швейцарский франк имеет статус "безопасной" валюты, ему обеспечивает поддержку диверсифицированный экспорт в промышленности и банковском секторе. Шведская крона тесно коррелирует с рынком акций. Швейцарский франк, шведская крона и норвежская крона получают поддержку при любом повышении курса евро, тогда как канадский доллар связан с долларом США. На том или ином этапе экономического цикла, в зависимости от направления глобального роста, каждая из этих валют покажет сильную динамику и откроет возможности для фиксирования прибыли, считает специалист.

"Особенности пяти рассмотренных выше валют открывают возможности для подлинной диверсификации. Но у этих валют есть и одна общая черта - все они, так или иначе, осуществляют связь между четверкой основных валют (G4) и крупнейшими развивающимися рынками - странами BRICS. Их страны, относительно небольшие, в значительной степени зависят от экспорта. С 1990-х годов повсеместно расширяются торговые связи с развивающимися рынками. Таким образом, инвестиции в эти пять валют позволяют инвесторам участвовать в потенциале валют развивающихся рынков, не сталкиваясь с какими-либо ограничениями на движение капитала. Есть и другие валюты помимо доллара США, евро, фунта и иены. На наш взгляд, сочетание фундаментально стабильных и ликвидных валют в долгосрочной перспективе будет более успешной стратегией, чем ставки исключительно на доллар или евро. Инвесторы, у которых пока нет таких позиций, должны начать их создавать. Мы рекомендуем заменить правило "50-50" правилом "30-30-30" в пользу доллара США, евро и "великолепной пятерки", – заключил аналитик UBS.