Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
УГЛУБЛЕНИЕ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА В ЕВРОЗОНЕ И США » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

УГЛУБЛЕНИЕ ДОЛГОВОГО КРИЗИСА В ЕВРОЗОНЕ И США

В среду основное внимание участников рынка, судя по всему, в очередной раз будет приковано к набирающему силу и масштабы долговому кризису в Еврозоне и США
13 июля 2011 Риком-Траст Абелев Олег
В среду основное внимание участников рынка, судя по всему, в очередной раз будет приковано к набирающему силу и масштабы долговому кризису в Еврозоне и США. При этом вопреки многочисленным заявлениям представителей политического руководства валютного союза и США о том, что ситуация находится под контролем, инвесторы всё более склонны рассматривать нынешнее положение дел с дефицитами федерального бюджета (на уровне 8-11% ВВП) и уровнем государственного долга (85-110% ВВП) в крупнейших экономиках мира как тупиковое.

Особенно много опасений у экспертов вызывает непрекращающаяся череда снижений суверенных кредитных рейтингов у стран-членов печально известной группы PIIGS, ставящая под вопрос адекватность самой идеи создания объединённой Европы и единого валютно-экономического пространства. Мало того, что чуть ли не каждую неделю мы наблюдаем снижение рейтингов кредитоспособности в так называемых периферийных странах Еврозоны (Греции, Ирландии, Испании и Португалии), так теперь к этому «чёрному списку» потенциальных евро-банкротов добавилась ещё и одна системообразующих стран-членов валютного союза – Италия.

Постановка на пересмотр кредитного рейтинга одного из столпов Еврозоны наряду с заявлениями представителей крупнейшего облигационного фонда в мире PIMCO о вероятности дефолта Италии на уровне в 50% поставили под вопрос существование самой идеи объединённой Европы в нынешнем виде. Принимая во внимание величину государственного долга Италии (2 трлн. евро или 125% ВВП) и масштаб возможных потерь для держателей государственного долга одной лишь этой страны, в случае объявления даже частичного дефолта это вполне может привести к краху валютного союза в его нынешнем виде. В противном случае для предотвращения банкротства одной из крупнейших экономик Еврозоны вполне вероятно, что у ЕЦБ просто не останется другого выбора, как запустить европейский аналог американского «количественного смягчения» (т.е. прямой монетизации долга) объёмом в несколько триллионов евро.

Ещё больше масла в огонь подлило опубликованное во вторник вечером решение агентства Moody’s снизить до «мусорного» уровень суверенного кредитного рейтинга Португалии. При этом прогноз оставлен негативным, что подразумевает возможность дальнейшего снижения уровня кредитоспособности страны и последующее понижение рейтинга.

Но самое печальное даже не само по себе снижение суверенных рейтингов частными рейтинговыми компаниями «большой тройки» (Fitch, Moody’s, Standard & Poors’s). Гораздо больше опасений вызывает тот факт, что при оценке степени надёжности бумаг на «мусорном» уровне эти самые долговые инструменты по правилам финансовых регуляторов не имеют права приобретать как крупные институциональные инвесторы, так и сами денежные регуляторы в лице ЕЦБ. А это уже ставит под вопрос саму возможность оказать поддержку находящимся на краю дефолта странам периферии Еврозоны в рамках существующих «правил игры». Именно поэтому евро-чиновники всё активнее призывают отказаться от учёта мнений рейтинговых агентств при определении кредитоспособности эмитентов, что потенциально может позволить ЕЦБ просто-напросто провести монетизацию (т.е. печатание денег) государственного долга стран-членов PIIGS по примеру США и переложить все расходы на плечи рядовых граждан.

При этом надо понимать, что при нынешней стоимости заимствований и обслуживания государственного долга ни одна из этих стран, по сути, просто не в силах обслуживать свои долговые обязательства и рано или поздно будет вынуждена объявить сначала частичный, а потом и полный дефолт. Так, стоимость среднесрочных государственных заимствований для Греции превысила планку в 17%, для Португалии и Ирландии 13%, для Испании 6%, а для Италии 5%. При этом практически во всех странах так называемой группы «евро-свиней» наблюдается снижение экономической активности, выразившееся в падении ВВП Греции на 5,5%, Португалии и Ирландии на 0,7%. Крайне несущественный рост экономики наблюдается лишь в Италии (+1%) и Испании (+0,7%). Однако для того, чтобы рассматриваемые страны стали способны хотя бы элементарно обслуживать платежи по процентам, не говоря уже о выплате основной суммы долга, темпы роста их экономик должны превышать 7% в годовом исчислении. И никаких признаков того, что в обозримом будущем ситуация изменится в лучшую сторону, пока не наблюдается.

К сожалению, надо сказать, что начавшаяся неделя не принесла каких-либо позитивных новостей, которые могли бы снять напряжение экспертов и участников рынка. Более того, в во вторник инвесторы получили ещё больше подтверждений своим опасениям относительно глубины и масштабов долговых проблем в странах-членах группы «евро-свиней», переживающих, по сути, латентное повторение дефолта по примеру Мексики 1995г., России 1998г. и Аргентины 2001г. Объём промышленного производства в Греции продолжил уверенное снижение и просел на 10% в годовом выражении в мае текущего года при том, что в апреле спад составлял не менее внушительные 11%. Португалии всё никак не удаётся стабилизировать ситуацию со своими внешнеторговым операциями, в результате чего отрицательное сальдо внешней торговли в очередной раз превысило отметку в $4,8 млрд. и оказалось на максимальных значениях с начала текущего года.

Не лучше обстоят дела в области государственных финансов и в крупнейшей экономике мира – США. Ещё пару лет назад на любого экономиста и эксперта, рискнувшего поднять вопрос о кредитоспособности столпа мировой капиталистической системы и усомнившегося в степени надёжности долларовых вложений, смотрели бы с пренебрежением и ехидством. Однако, как показывает, практика, худшие опасения оказались не беспочвенны и начинают сбываться.

Сегодня всё чаще критику проводимой в США финансово-экономической и бюджетной политики можно услышать не только от независимых экспертов, но также из уст первых лиц государства. Буквально недавно было просто невозможно себе представить, что о некредитоспособности США и возможности объявления дефолта по государственному долгу можно услышать от президента крупнейшей в мире экономике, министра финансов и главы ФРС. А ведь именно это, по сути, сейчас и происходит. Барак Обама на полном серьёзе предупреждает конгрессменов и население, что в случае отказа законодателей от очередного повышения потолка государственного долга в мире разразится финансово-экономический кризис такой силы и такого масштаба, что кризис 2008-2009гг. покажется лишь лёгкой прелюдией.

Также неизбежность дефолта США по своим государственным обязательствам открыто признали глава Федерального Казначейства Тимоти Гайтнер и председатель ФРС Бен Бернанке. По мнению этих двух ключевых лиц, определяющих финансово-экономическую политику США, крупнейшая экономика мира уже прошла точку невозврата и без постоянного осуществления новых заимствований просто не в силах обслуживать свои долговый обязательства. Другими словами, выплата процентов и основной суммы кредита происходит посредством привлечения всё новых кредитов и займов, что не решает проблемы избыточной долговой нагрузки на экономику (98% ВВП), а лишь отсрочивает момент объявления дефолта.

И это ухудшение кредитоспособности США происходит на фоне набирающего силу торможения экономической активности, сжатия инвестиций в основной капитал, снижения темпов роста промышленного производства, хронических дефицитах государственного бюджета и платёжного баланса, беспрецедентно высокой и растущей безработицы, стагнации на рынке жилья, завышенного потребления домохозяйств, низкой нормы сбережений и т.д.

Другими словами, в двух крупнейших экономиках мира, традиционно рассматривавшихся инвесторами и экспертами в качестве ключевых точек роста мировой экономики, наблюдается стремительное падение способности обслуживать свои долговые обязательства, граничащее с риском объявления дефолта, при одновременном снижении уровня экономической и инвестиционной активности