Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
CHF и SNB: слухи » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

CHF и SNB: слухи

Один из главных слухов последних дней – возможность привязки CHF к EUR. Данное идейное обстоятельство сопроводило попытку разворота CHF в таких парах как USD/CHF и EUR/CHF
16 августа 2011 Архив Кашина Елена
Один из главных слухов последних дней – возможность привязки CHF к EUR. Данное идейное обстоятельство сопроводило попытку разворота CHF в таких парах как USD/CHF и EUR/CHF.

Слухи особенно укрепились после того, как местная газета Sonntags Zeitung сообщила (в воскресенье) о планах регулятора задать ориентир на отметке чуть выше 1,10 франка за евро.

Однако, во-первых, что означает привязка?

Привязка - это одно из проявлений специального режима денежно-кредитной политики, при которой монетарные власти обязаны поддерживать фиксированный обменный курс национальной валюты к иностранной. Валюта, против которой курс зафиксирован, называется валютой-якорем. EUR – якорь… Интересная ассоциация…

Особенности такой системы следующие.

Валютные резервы страны должны полностью покрывать объем национальной валюты в обращении. Валютный совет поддерживает полную неограниченную конвертируемость национальной валюты в иностранную, против которой курс зафиксирован. Валютный совет получает доход только от процентов по валютным резервам и не заключает форвардных валютных сделок. Валютный совет не имеет возможности проводить собственную монетарную политику, не может кредитовать правительство. Правительство может лишь занимать на финансовых рынках. Валютный совет не может быть кредитором последней инстанции для коммерческих банков. Валютный совет не пытается влиять на процентные ставки, используя дисконтное окно, как это делают Центробанки.

Привязка к иностранной валюте имеет склонность удерживать уровень процентных ставок и инфляции близко к уровню таковых в стране, к валюте которой осуществлена привязка.

Примеры такой привязки к EUR: болгарский лев, литовский лит, латвийский лат, датская крона, франк КФА (Африканского финансового сообщества). Например, с 1999 г. курс болгарского лева привязан к евро и составляет 1,95583 лева за 1 евро.

А теперь надо сравнить Швейцарию с Болгарией, Литвой, Латвией, Данией и еще «Африкой».

И принять во внимание ключевое положение: Центробанк, т.е. SNB в данном случае, теряет свою самостоятельность. Плюс привязка франка к евро вынудит SNB купить миллиарды евро с возможными высокими рисками, которые впоследствии могут принести банку значительные убытки. Сама по себе идея сравнима с идеями 2010 г. о распаде Еврозоны и «уничтожении» EUR.

Тогда вопрос: что же такое должно произойти, чтобы подобная идея стала реальностью?

Зададим вопрос по-другому: что движет Центробанками обычно, когда они ищут привязку?

Из истории. 1998 г. Возник неожиданный вопрос о поддержке валюты 15 африканских государств – африканского франка. Данная коллективная денежная единица обращается на территориях Бенина, Буркина-Фасо, Кот-д’Ивуара, Гвинеи-Бисау, Мали, Нигера, Сенегала, Того, Камеруна, Конго, Габона, Экваториальной Гвинеи, Центральноафриканской республики и Чада. Привязка должна была помочь избежать гиперинфляции.

А чем недовольны в Швейцарии? SNB под обстрелом политиков. После больших убытков, которые понес SNB во время интервенций на валютном рынке, правые политические силы страны призывают наложить на деятельность SNB государственный контроль. А левые партии и лобби промышленников как раз и предлагают провести мероприятия, направленные на привязку швейцарского франка к евро, для того чтобы облегчить положение экспортеров.

Однако это не аргументы. Недавно в своей речи глава SNB г-н Хильдебранд подчеркнул, что независимость банка, его гибкость и инструментарий представляют особую ценность, поскольку во время финансового кризиса для стимулирования экономики используется монетарная, а не фискальная политика.

Специалисты говорят, что «если политические партии добьются успеха по контролю над SNB, то экономика Швейцарии может заплатить слишком большую цену за частные партийные интересы». В успех верится с трудом, однако в качестве идеи данная тема хороша, и тянуть ее можно долго, пока на подходе не появится другая. Вместе с тем аргументы политики выдвигают жесткие: «За последние 20 месяцев укрепление швейцарской валюты «уничтожило» до 50 млрд CHF из пенсионного фонда».

Оценивая дальнейшие перспективы, можно прислушаться к Barclays Capital: «Мы по-прежнему ждем снижения франка в среднесрочной перспективе и согласны с ЦБ Швейцарии в том, что валюта сильно переоценена, но на этой неделе мы не ждем, что недавнее снижение в паре с евро продолжится…».

Какие еще могут появиться предложения в условиях, когда привязка CHF к EUR выглядит фантастической? Вполне возможно установление для CHF нижнего предела. Для сравнения - подобными «коридорными» вещами занимается ЦБ России.

Уже родились споры в отношении того, каким же будет нижний предел курса. К примеру, UBS считает разумной границу в 1,25 - 1,30 франка за евро, экономисты от правительства – 1,40 – 1,50. Есть, конечно, и те, кто желает паритета (напомним, что на момент публикации EUR/CHF торгуется в районе 1,12).

В остальном – будет так, как будет, т.е. как захотят маркетмейкеры, контролирующие франк. Что касается их «ходов» в парах USD/CHF и EUR/CHF, так об этом подробно говорилось ранее. И только «сильная» и ошеломляющая идея могла сопроводить дневные свечи USD/CHF в размере 500 пунктов.

Еще один важный момент. В отличие от других Центробанков SNB является публичной корпорацией с акционерами, а специальные положения Устава говорят о том, миллиардные убытки, понесенные в связи с интервенциями, могут однажды превратиться в огромные прибыли. Т.е. убыточность - чисто техническая временная проблема для SNB, НО! которая однажды может вызвать гнев публики.

Это «однажды» заставляет задать стандартный вопрос: куда деваться инвесторам, если что?

Однозначно придумают какую-то идею. Кто-то, например, прогнозирует перевод значительных активов из Швейцарии в Норвегию. Говорят, этот процесс стабилен с 2009 г.