Средний класс ускорит экономические реформы » Элитный трейдер
Элитный трейдер


Средний класс ускорит экономические реформы

На прошлой неделе состоялся четырехдневный международный форум "Россия и мир: 2012-2020", организованный фондом Е. Т. Гайдара. Целью мероприятия, по задумке организаторов, является обсуждение различных идей и подходов к пониманию глобальных процессов, идущих в России и мире
23 января 2012 Альфа-Капитал Генкель Ангелика
На прошлой неделе состоялся четырехдневный международный форум "Россия и мир: 2012-2020", организованный фондом Е. Т. Гайдара. Целью мероприятия, по задумке организаторов, является обсуждение различных идей и подходов к пониманию глобальных процессов, идущих в России и мире. В ежегодной конференции принимают участие главы российских министерств и ведомств, субъектов федераций, руководители международных финансовых институтов, крупнейших финансовых институтов и корпораций, представители общественных организаций.

В силу того, что форум позиционируется как мероприятие с научной архитектурой, среди участников форума оказалось очень немного представителей инвестиционного сообщества. Между тем, именно эта группа аудитории является, на наш взгляд, адресатом большинства выступлений форума. И у тех западных и российских представителей инвестиционного сообщества, кто присутствовал на пленарных заседаниях, совершенно очевидно сложилось ощущение сложности и неопределенности развития экономики России в ближайшее десятилетие. Прогнозирование в существенной мере затруднено не только отсутствием сколько-нибудь стройной и выверенной экономической программы правительства на перспективу далее чем 3 года, но и явной политизированностью экономических настроений.

Политизированность исторически свойственна российской экономике. Но сегодня, на рубеже президентства, полярность политических настроений, по мнению экспертного сообщества, является тем качественным состоянием, которое способно радикально изменить направление экономического развития страны в долгосрочной перспективе. На основании мнений, высказанных руководством финансовых министерств и ведомств, представителями администрации президента, инвесторы могут сделать вывод о том, что России только предстоит определиться с направлением экономического развития на ближайшее десятилетие. А возможные направления а) полярны, и б) определятся составом нового правительства.

Главный вызов современной экономической политики страны сделал в 2011 г. средний класс (доля которого достигла 25-30%, а к 2020 г., по оценкам, приблизится к 40-50%), проголосовав "против" выводом капитала из страны и участием в протестном общественном движении. Изменение структуры потребления требует кардинального реформирования экономической политики с целью стимулирования развития малого и среднего бизнеса, реинвестирования капитала внутри страны и обеспечения инвестиционной активности западного капитала. Иными словами, запрос среднего класса на реформы сегодня открыто противопоставляется популистской экономической политике нынешнего правительства. Представители правительства признали, что в годы кризиса правительство сделало "левый крен", и главная задача нового правительства - конвертировать напряженность в "спокойное состояние".

Однако парадокс современной России в том, что "запрос" среднего класса только что оформился, но у власти пока адекватного ответа нет. Базовым материалом для обсуждения экономической стратегии развития России на более отдаленную перспективу является "Стратегия 2020", подготовленная несколькими экспертными группами по заказу Правительства. Альтернативных программ развития экономики России по ключевым проблемам экономики, бюджетной политики и финансовых рынков, на срок свыше 3 лет, нет.

Каким образом правительство намерено провести бюджетную консолидацию? Обеспечить конкурентоспособность экономики, а точнее, среднего и малого бизнеса в ближайшие 7-8 лет? Переориентироваться с потребительского спроса на инвестиционный? Сформировать условия для частного капитала?

За исключением более или менее сформулированных предложений по налоговой реформе на ближайшие 5-6 лет, т.е. "налогового маневра", который планируется утвердить весной, и до конца года законодательно оформить, а также планов законодательных ограничений на наличные денежные расчеты в стране, участники форума разъяснений не получили.

Если обсуждать частности, оставшиеся без ответа, то, как ни странно - за "бортом" оказалось обсуждение места финансового рынка в общеэкономической системе. Выступление главы ФСФР определенно показало компетентность руководства в оценке "слабых" мест российских финансовых институтов, их неполноценности в плане выполнения главной экономической функции - трансформации сбережений в инвестиции, низкой конкурентоспособности на международном уровне. Однако, к сожалению, при обсуждении этой темы стало совершенно очевидно, что стратегии развития финансовых рынков у ФСФР нет, поскольку реформирование финансовой системы, совершенно очевидно, станет производной от реформирования пенсионной и судебно-правовой систем, а также банковской системы.

Если остановиться на этом вопросе чуть подробнее, — то пенсионный ресурс является гарантом стабильности фондового рынка, своего рода "подушкой" безопасности. Причем на очень длительный срок — до 20-30 лет. Именно такие фонды (со "сроком дожития" более полутора десятков лет) являются инвесторами в акции. В России дефицит пенсионной системы, который по оценкам экспертов, к 2014 г. составит 1,4 трлн. руб., и к 2020 - 2030 гг. станет катастрофическим, напрямую связан с решением демографическо-миграционной политики. Решений в этой области российские чиновники не озвучили.

К решениям проблем в судебно-правовой системе инвесторы, прежде всего западные, не перестают призывать власти на протяжении почти 20 лет существования фондового рынка. В частности, существенный ущерб этот риск наносит долгосрочным проектам, привлечению инвестиций в процессе приватизации и IPO/SPO частных компаний. По озвученным оценкам Wall Street и Heritage Foundation, Россия заняла 143 место из 183 стран мира, попав в группу "в основном несвободных". С точки зрения инвестора, по итогам конференции можно было сделать вывод о том, что судебно-правовой реформы в обозримой перспективе, реализовано не будет. Символическим в данном контексте можно считать тот факт, что о приватизационном процессе представители правительства на форуме даже и не "заикались". Очевидно, что приватизация в условиях отсутствия судебно-правовых гарантий может быть обречена на неуспех. Более того, в условиях продажи пакетов акций западными инвесторами в российских проектах Россия столкнется с оттоком капитала.

С точки зрения фондового рынка интересен вопрос о проблемах ликвидности банковской системы. ЦБР заявил, что кризиса ликвидности ожидать не следует, поскольку ЦБ уже начал предоставлять банкам дополнительную ликвидность на регулярной основе и вполне готов увеличить объемы кредитования, если Минфин изымет бюджетные средства с депозитных счетов в коммерческих банках. ЦБ более озабочен проблемами инфляции, которые "стали в известном смысле сложнее". Однако мнение ЦБ вступило в диссонанс с заявлениями "Сбербанка" и ВТБ о нехватке ликвидности, необходимости ее предоставления во избежание "кредитного сжатия" и т.п. Участники рынка были немало удивлены заявлением ЦБ о том, что "объемы спроса на аукционах репо очень малы", — притом, что в первые дни нового года — в период с 10 по 16 января — в рамках сессии прямого РЕПО по фиксированной ставке ЦБ предоставлял в среднем 167 млрд. руб. ежедневно. Вывод о проблемах с кратко- и среднесрочной ликвидностью у некоторых банков можно напрямую сделать по динамике депозитных ставок, а также road-show "Сбербанка", пытающегося изыскать возможность привлечения средств на международных рынках, пусть и под "кризисные" проценты. Очевидно, что для главного ритейлового банка страны, кажется проще договориться с западными кредиторами, чем получить доступную ликвидность у российского регулятора.

Помимо перечисленных вопросов, участники дискуссий широко обсуждали темы оборонных расходов, теневой экономики, валютной политики ЦБ, кризиса в Еврозоне.

В заключение, справедливости ради, отметим, что общественное доверие к власти резко упало по всему миру. Исследование, проведенное Edelman Trust Barometer, свидетельствует о том, что в целом доверие к власти упало в 2011 г. на девять процентных пунктов до 43%: правительства обвиняются в финансовом и политическом хаосе. Доверие бизнеса также снизилось с 56% до 53%. Значительнее всего снижение было в странах Еврозоны - Испании, Франции и Германии.

Отчет 2012 г. Edelman Trust Barometer был опубликован в преддверии Всемирного экономического форума в Давосе, который состоится через неделю. По традиции, с Давосской трибуны российские чиновники и частный бизнес адресно обращаются к иностранным инвесторам. Интересно услышать, как изменится тональность выступлений российских ораторов с учетом сигналов, полученных в ходе дискуссий на отечественной научно-экономической площадке.

P.S. Было бы неправильным оставить без внимания главный вопрос, который волнует инвесторов, — как западных, так и отечественных, - а именно: вопрос о преемнике нынешнего главы российского правительства. Интересно, что, несмотря на официальные заявления "тандема", участники дискуссий не считают тему "закрытой". Именно в зависимости от фигуры нового премьера и его соратников может быть связан выбор дальнейшего экономического пути - либо в сторону кардинального реформирования экономики, либо - сохранение популистской стратегии.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

http://www.alfacapital.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter