2 марта 2012 InoPressa
Кризис обнажил глубокие различия в конкурентоспособности, развившиеся внутри еврозоны. С 1996 по 2010 гг. затраты на рабочую силу в расчете на единицу продукции в Германии увеличились всего на 8%, а во Франции – на 13%. Сравните это с 24% в Португалии, 35% в Испании, 37% в Италии и с впечатляющими 59% в Греции. В результате возник крупный дисбаланс в торговле между странами еврозоны, что усугубилось большим налогово-бюджетным дефицитом и высоким уровнем государственного долга в Южной Европе (и во Франции) с большей частью задолженности иностранным кредиторам.
Требуется ли для устранения данных дисбалансов распад еврозоны? Предположим, что, к примеру, Португалия выйдет из еврозоны и вновь введет в оборот эскудо. Последующая за этим девальвация обменного курса немедленно понизит цену португальского экспорта, поднимет цены ее импорта, будет стимулировать экономику и принесет столь необходимый экономический рост. Но выход из евро стал бы неприятным событием. Последующие потрясения вполне могут превзойти любые краткосрочные выгоды в конкурентоспособности от девальвации.
Существует удивительно простая альтернатива, не требующая от проблемных стран Южной Европы отказываться от евро и девальвировать свои обменные курсы. Она заключается в повышении налога на добавленную стоимость при одновременном снижении налогов на заработную плату. Наше последнее исследование показывает, что подобная «налогово-бюджетная девальвация» оказывает очень похожее действие на экономику с точки зрения влияния на ВВП, потребление, безработицу и инфляцию.
Девальвация валюты работает, делая импорт дороже, а экспорт дешевле. Своп НДС / налога на заработную плату сделает то же самое. Увеличение НДС приводит к повышению цены на импортируемые товары, поскольку иностранные фирмы сталкиваются с более высоким налогом. Для обеспечения отсутствия у отечественных фирм стимулов повышать цены, увеличение НДС должно сопровождаться сокращением налога на заработную плату.
Более того, поскольку экспорт освобождается от НДС, цена отечественного экспорта снизится. Таким образом, можно добиться желаемых эффектов конкурентоспособности девальвации обменного курса, оставшись в зоне евро.
Эта политика также может помочь и на финансовом фронте. Что верно и в случае девальвации обменного курса, положительное воздействие повышения конкурентоспособности на экономический рост может укрепить налогово-бюджетное положение также за счет повышения налоговых поступлений. Кроме того, важным преимуществом налогово-бюджетной девальвации является то, что она создает дополнительные доходы пропорционально дефициту торгового баланса страны. Для стран, страдающих от слабой конкурентоспособности и, как следствие, имеющих дефицит торгового баланса, это обычно означает более высокие доходы, в особенности в краткосрочной перспективе.
Подобно девальвации обменного курса, налогово-бюджетная девальвация создает победителей и проигравших. И то, и другое выступает в качестве налога на богатство: инфляция означает, что держатели облигаций несут реальные потери пропорционально своему богатству и размеру девальвации. Если налог на капитал не скорректировать, держатели отечественных акций понесут сопоставимые потери.
В отличие от этого, многие социальные платежи, такие как пособия по безработице, пособия по болезни и государственные пенсии, индексируются с учетом инфляции и, следовательно, сохраняют свою реальную стоимость. То же самое касается и минимальной заработной платы. Данные распределительные эффекты играют важную роль в политике девальвации обменного курса, и большинство из них проявляются и при налогово-бюджетной девальвации.
У налогово-бюджетной девальвации уже есть сторонники. В действительности, правительство президента Франции Николя Саркози только что ее объявило. А опасения о том, что налогово-бюджетная девальвация войдет в конфликт с евро, можно развеять, просто указав на то, что правительство Германии уже проводило такую девальвацию в 2007 г., хотя и под другим названием, когда оно подняло НДС с 16% до 19% и снизило отчисления работодателей на социальное страхование с 6,5% до 4,2%.
Коротко говоря, существуют простая налогово-бюджетная альтернатива девальвации обменного курса, которая может решить краткосрочные проблемы конкурентоспособности южной Европы. Разумеется, размер целесообразной налогово-бюджетной девальвации будет ограничен. Но, совместно с реструктуризацией долга, адаптивной денежно-кредитной политикой, поддержкой ликвидности со стороны Европейского Центрального Банка и столь необходимыми структурными реформами, она поможет поставить экономику этих проблемных стран на твердую почву без распада еврозоны и без крупного экономического спада из-за суровых мер
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Требуется ли для устранения данных дисбалансов распад еврозоны? Предположим, что, к примеру, Португалия выйдет из еврозоны и вновь введет в оборот эскудо. Последующая за этим девальвация обменного курса немедленно понизит цену португальского экспорта, поднимет цены ее импорта, будет стимулировать экономику и принесет столь необходимый экономический рост. Но выход из евро стал бы неприятным событием. Последующие потрясения вполне могут превзойти любые краткосрочные выгоды в конкурентоспособности от девальвации.
Существует удивительно простая альтернатива, не требующая от проблемных стран Южной Европы отказываться от евро и девальвировать свои обменные курсы. Она заключается в повышении налога на добавленную стоимость при одновременном снижении налогов на заработную плату. Наше последнее исследование показывает, что подобная «налогово-бюджетная девальвация» оказывает очень похожее действие на экономику с точки зрения влияния на ВВП, потребление, безработицу и инфляцию.
Девальвация валюты работает, делая импорт дороже, а экспорт дешевле. Своп НДС / налога на заработную плату сделает то же самое. Увеличение НДС приводит к повышению цены на импортируемые товары, поскольку иностранные фирмы сталкиваются с более высоким налогом. Для обеспечения отсутствия у отечественных фирм стимулов повышать цены, увеличение НДС должно сопровождаться сокращением налога на заработную плату.
Более того, поскольку экспорт освобождается от НДС, цена отечественного экспорта снизится. Таким образом, можно добиться желаемых эффектов конкурентоспособности девальвации обменного курса, оставшись в зоне евро.
Эта политика также может помочь и на финансовом фронте. Что верно и в случае девальвации обменного курса, положительное воздействие повышения конкурентоспособности на экономический рост может укрепить налогово-бюджетное положение также за счет повышения налоговых поступлений. Кроме того, важным преимуществом налогово-бюджетной девальвации является то, что она создает дополнительные доходы пропорционально дефициту торгового баланса страны. Для стран, страдающих от слабой конкурентоспособности и, как следствие, имеющих дефицит торгового баланса, это обычно означает более высокие доходы, в особенности в краткосрочной перспективе.
Подобно девальвации обменного курса, налогово-бюджетная девальвация создает победителей и проигравших. И то, и другое выступает в качестве налога на богатство: инфляция означает, что держатели облигаций несут реальные потери пропорционально своему богатству и размеру девальвации. Если налог на капитал не скорректировать, держатели отечественных акций понесут сопоставимые потери.
В отличие от этого, многие социальные платежи, такие как пособия по безработице, пособия по болезни и государственные пенсии, индексируются с учетом инфляции и, следовательно, сохраняют свою реальную стоимость. То же самое касается и минимальной заработной платы. Данные распределительные эффекты играют важную роль в политике девальвации обменного курса, и большинство из них проявляются и при налогово-бюджетной девальвации.
У налогово-бюджетной девальвации уже есть сторонники. В действительности, правительство президента Франции Николя Саркози только что ее объявило. А опасения о том, что налогово-бюджетная девальвация войдет в конфликт с евро, можно развеять, просто указав на то, что правительство Германии уже проводило такую девальвацию в 2007 г., хотя и под другим названием, когда оно подняло НДС с 16% до 19% и снизило отчисления работодателей на социальное страхование с 6,5% до 4,2%.
Коротко говоря, существуют простая налогово-бюджетная альтернатива девальвации обменного курса, которая может решить краткосрочные проблемы конкурентоспособности южной Европы. Разумеется, размер целесообразной налогово-бюджетной девальвации будет ограничен. Но, совместно с реструктуризацией долга, адаптивной денежно-кредитной политикой, поддержкой ликвидности со стороны Европейского Центрального Банка и столь необходимыми структурными реформами, она поможет поставить экономику этих проблемных стран на твердую почву без распада еврозоны и без крупного экономического спада из-за суровых мер
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу