Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Дефолт Греции поставили под мнимый контроль, уверены эксперты » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Дефолт Греции поставили под мнимый контроль, уверены эксперты

Держатели 85,8% греческих гособлигаций в частном секторе согласились добровольно обменять их на новые бумаги с потерей большей части своих вложений. Стране не хватило совсем немного, чтобы избежать применения вызвавшего столь много споров положения о коллективных действиях. Рейтинговые агентства расценили этот шаг как дефолт, что приведет к исполнению страховых контрактов CDS. Однако, даже несмотря на самую крупную реструктуризацию госдолга в истории, шансы Греции на безоблачное будущее ничтожно малы
11 марта 2012
«Грецию необходимо поддержать, чтобы избежать эффекта домино» — премьер-министр Латвии

Симпатии латвийцев к евро падают, но единая европейская валюта по-прежнему крайне необходима экономике этой прибалтийской страны, считает премьер-министр Латвии ВАЛДИС ДОМБРОВСКИС. В интервью HANDELSBLATT глава кабинета министров дал оценку гигантским пакетам финансовой помощи Греции и высказал свое видение дальнейшего дерегулирования внутреннего рынка ЕС.

— Г-н Домбровскис, вместе с главами ряда правительств других стран Евросоюза вы обратились к председателю Еврокомиссии с письмом, содержащим требование того, чтобы ЕС снова озаботился увеличением экономического роста. Является ли этот шаг критикой политики экономии, которую диктуют Европе Берлин и Париж?

— Письмо это отнюдь не критика германо-французского курса в Европе. Но нам в Евросоюзе снова необходимо движение в направлении обеспечения более сильного роста экономики. Для этого мы должны использовать внутренний рынок. Нужно сломать еще существующие в рамках внутреннего рынка ЕС преграды, его необходимо еще сильнее дерегулировать. Нам необходим, наконец, и внутренний рынок цифровых технологий, и европейский патент, и открытие рынков сервисных услуг, а также сокращение бюрократии и дерегуляция сильно зарегулированных отраслей. В результате мы получим прибавку экономического роста на 1 п.п. в год.

— Считаете ли вы заключение фискального пакта проявлением немецкой диктатуры в Евросоюзе?

— Ну почему же? Фискальный пакт полезен всем. В конце концов, мы же все должны соблюдать правила. Это важный сигнал рынкам.

— Некоторые государства — члены ЕС недовольны, что на экономию делается слишком сильный упор.

— Противопоставлять курс на экономию или финансовую стабильность экономическому росту — неправильно. Без стабилизации бюджета невозможно возвращение к росту. Если финансовые рынки тебе не доверяют, то финансируемая за счет займов бюджетная политика не работает. Возможно это только в США и Японии, но не в Греции, Португалии и других странах, доверия к которым у финансовых рынков больше нет. Им необходимо быст­рее приводить в порядок свои бюджеты.

— Доверяете ли вы единой европейской валюте по-прежнему и хотите ли ввести евро в Латвии?

— Да, мы хотим ввести евро с 1 января 2014 года. Именно поэтому мы за усиление в Европе бюджетной дисциплины, за санкции в отношении ее нарушителей и за фискальный пакт. Мы же хотим, чтобы зона евро была стабильной.

— А хотят ли еще латыши введения евро?

— Поддержка населения курса на введение евро сейчас, конечно, слабеет, так как люди постоянно слышат лишь одно только слово: кризис, кризис, кризис. Но мы видим, что в соседней Эстонии дела с евро идут хорошо: стоимость транзакций упала, финансы стабильны, инвестиции привлекаются. К тому же наш лат и так уже привязан к евро. Так что же его не вводить?

— В ходе кризиса вы сэкономили в бюджете 17,5% от ВВП. Относитесь ли вы в связи с этим с пониманием к той гигантской финансовой помощи, которая предоставляется Греции?

— Грецию необходимо поддержать, чтобы предотвратить эффект домино. Однако Афины должны внести и свой вклад. Причем чем быстрее, тем лучше. Сейчас это главная проблема. Греки должны обеспечить сокращение госрасходов и доказать финансовым рынкам, что в страну снова вернулась стабильность. Других вариантов не существует. Только тогда, когда бюджеты приведены в порядок, капитал может снова вернуться в страну.

Валдис Домбровскис возглавляет кабинет министров Латвии с 2009 года. Ему 40 лет. Членом Евросоюза Латвия является с 2004 года. В 2008—2009 годах эта страна пережила самый сильный в Европе экономический спад (минус 18% ВВП). Домбровскису удалось претворить в жизнь радикальную программу экономии госрасходов, что обеспечило рост латвийской экономики.
Обмен в стиле инквизиции

Переговоры об обмене представителями частного сектора существующих греческих гособлигаций на новые продолжались четыре месяца и сопровождались шантажом и угрозами потерять все вложения в случае отказа. В итоге инвесторы, участвовавшие в программе, заявляли неофициально, что она «такая же добровольная, как испанская инквизиция». Как бы то ни было, заявки на участие в обмене к вечеру четверга подали держатели облигаций номиналом 152 млрд евро, выпущенных по грече­ским законам (85,8% от общей суммы), и держатели бумаг еще на 20 млрд евро, выпущенных по международным законам. После применения положения о коллективных действиях (могло быть использовано после согласия на сделку держателей не менее 75% греческих госбумаг) доля гособлигаций, участвующих в обмене, достигла 95,7% от их общего объема на балансах компаний частного сектора.

Инвесторы, согласившиеся простить Греции 53,5% от ее номинального долга, получат на каждые 100 евро старого долга 15 евро надежных краткосрочных облигаций европейского стабфонда EFSF и 31,5 евро в виде новых греческих облигаций со сроком погашения от 11 до 30 лет. Страны — кредиторы Греции выделили на эти цели 35,5 млрд евро. В результате обмен поможет Греции снизить общее долговое бремя на 105 млрд евро с текущих 368 млрд евро, до 120,5% ВВП к 2020 году. Для этого грекам предстоит убедить владельцев выпущенных по международным законам бумаг еще на 5,2 млрд долл., которые, по оценке греческого министра финансов Евангелоса Венизелоса, отказались от участия в обмене. Афины дали им возможность пересмотреть свое решение до 23 марта. «Впервые Греция не добавляет, а убирает долг со спин своих граждан», — объявил в телеобращении премьер-министр Греции Лукас Пападимос.

Сама по себе реструктуризация госдолга Греции и последующее выделение второго пакета помощи — позитивные подвижки, однако кредиторы исходят из чрезмерно оптимистичных прогнозов, поэтому максимум, что было достигнуто, — Греция и зона евро только выиграли какое-то время, считает экономист Capital Economics Бен Мэй.

Дефолт запустит страховые выплаты

Реакция рейтинговых агентств на обмен греческих облигаций с принуждением несогласных была однозначной — «дефолт». Такой вердикт в пятницу вынесло агентство Moody’s. Fitch тогда же объявило об «ограниченном дефолте», а Standard & Poor’s присвоило Греции рейтинг SD («выборочный дефолт») еще в конце февраля. Агентства обещали повысить кредитную оценку Греции после завершения обмена. Реакция рынков на греческий дефолт, возможность которого держала их в напряжении более года, в пятницу была очень сдержанной. Ощутимо просел только евро, подешевевший в пятницу к доллару на 1,2%.

Тем не менее Международная ассоциация свопов и деривативов (ISDA) признала обмен греческих облигаций «кредитным событием», которое приведет к страховым выплатам в рамках кредитно-дефолтных свопов (CDS). По данным Depository Trust & Clearing Corp., общий объем чистых выплат по греческим гос­облигациям по контрактам CDS может достичь 3,16 млрд долл. Однако на деле он, скорее всего, будет ниже, так как владельцы греческих гособлигаций потеряют не все свои вложения. Для сравнения, выплаты по контрактам CDS после банкротства Lehman Brothers составили 5,2 млрд евро.

По оценке Европейской банковской администрации (EBA), больше всего на CDS рискует потерять итальянский UniCredit, который может выплатить в рамках исполнения CDS 240 млн евро (данные на сентябрь прошлого года). Выплаты Deutsche Bank могут достичь 77 млн евро, BNP Paribas — 74 млн евро. Напротив, главными получателями выплат по CDS могут стать британские HSBC (194 млн евро) и RBS (177 млн евро).

Тем не менее история с реструктуризацией греческого долга и проволочкой с вынесением вердикта ISDA, в управляющий комитет которой входят в том числе банки, участвующие в обмене греческих бондов, подорвет доверие к рынку CDS, убежден управляющий Pimco Билл Гросс. «Правила здесь изменились. Неприкосновенность их контрактов определенно снизилась», — полагает он.

Помощи не видно конца

Реструктуризация греческого госдолга открывает путь для выделения второго пакета помощи стране на 130 млрд евро, который, как ожидается, будет окончательно одобрен министрами финансов стран зоны евро уже в понедельник. Президент Франции Николя Саркози поспешил заявить в пятницу, что «проблема решена», однако министр финансов Германии Вольфганг Шойбле отметил, что считать так было бы «большой ошибкой». И он не одинок в своем пессимизме.

Даже после реструктуризации гособлигаций уровень суверенного долга Греции снизится к 2020 году лишь до текущих показателей Португалии — второго слабого звена зоны евро. Безработица в Греции в результате постоянного сокращения госрасходов достигла 21%, а экономика, как стало известно в пятницу, в прошлом году сократилась даже не на 7, а на 7,5%. Перспективы возвращения страны к экономическому росту туманны. При этом нет никакой уверенности, что после выборов, которые пройдут в апреле-мае, новые греческие власти будут придерживаться достигнутых договоренностей. В этом случае помощь может быть отозвана, полагает Бен Мэй. Еврокомиссия намерена направить сразу четырех своих сотрудников в Афины, чтобы они контролировали деятельность греческих властей и заранее предупредили бы страны-кредиторы об отклонении страны от выбранного курса.

Рынки также не верят в то, что проблемы Греции закончились. Трейдеры еще в пятницу провели тестовые торги с целью определить будущую доходность новых греческих облигаций. По 11-летним бумагам она, скорее всего, будет в диапазоне 18—21%. Это вдвое меньше 39%, которые требуют держатели существующих 10-летних бумаг, но все равно больше 14-процентной доходности аналогичных бондов Португалии. «Я боюсь, что Греции может потребоваться новая помощь в этом году и в следующем и еще через год. И ей также может по­требоваться новая реструктуризация», — цитирует The Financial Times главного стратега по рынкам JP Morgan Asset Management Ребекку Паттерсон.

По данным черновой версии последнего доклада тройки международных кредиторов о текущей ситуации в Греции, которые приводит Der Spiegel, в период с 2015 по 2020 год Греции может потребоваться еще один пакет помощи в 50 млрд евро. При этом после обмена облигаций главным кредитором Греции станут другие европейские страны и межгосудар­ственные структуры, на частный сектор будет приходиться лишь около 63 млрд евро от всего долга страны. Поэтому любая новая реструктуризация греческого долга ударит уже не по инвесторам, а по странам-кредиторам

Какую цену заплатит Германия в случае дефолта Греции

Министерство финансов Германии впервые обнародовало стоимость вывода зоны евро из долгового кризиса для немецкой казны — 73 млрд евро, при том что на спасение только одной Греции выделяется 60 млрд евро. Если Афины все-таки объявят дефолт и выйдут из зоны евро, этих денег немецкие налогоплательщики больше не увидят.

Согласно расчетам, которые немецкий Минфин сделал по специальному запросу комитета по бюджету бундестага, суммарная доля Германии в первом и втором пакетах финансовой помощи Греции, а также в программах поддержки Португалии и Ирландии составляет 72,9 млрд евро. Это ровно столько, сколько в бюджете ФРГ предусматривается израсходовать на оборону, транспорт и здравоохранение страны.

Львиная доля кредитов и гарантий в объеме 60,2 млрд евро предназначается для Греции. По первому пакету помощи из Германии в Грецию через государ­ственный кредитный банк KfW до сих пор уже предоставлено кредитов на 15,17 млрд евро. Еще 7,23 млрд евро должно быть выплачено через Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF). Второй пакет помощи состоит из гарантий по кредитам, которые EFSF будет предоставлять Греции.

В общем объеме второго пакета, размер которого 130 млрд евро, доля Германии максимально составит 37,8 млрд евро. Если же в его формировании примет участие и МВФ, что вполне вероятно, то доля ФРГ может уменьшиться на 2—3 млрд евро. За вычетом средств на программы помощи в фонде EFSF пока еще остается 241 млрд евро.

Подобные громадные суммы гарантий означают, что Германия не заинтересована в выходе Греции из зоны евро. Если бы это произошло, то немецкому министру финансов Вольфгангу Шойбле пришлось бы за счет федерального бюджета платить по выданным ранее гарантиям. Ну а если в ближайшие годы Греции удастся стабилизировать свою экономику и финансы, то в идеале никаких платежей немецкой казне производить вообще не придется. В этом случае спасение евро окажется для немецкого налогоплательщика даже прибыльным: до конца 2011 года Германия уже получила от Греции в качестве процентов по первому кредиту 380 млн евро.

Вместе с тем, по мнению экспертов, это отнюдь не означает, что Германия может пойти на уступки по некоторым вопросам проведения финансовых реформ в Греции. «Слова о том, что Берлин заинтересован в сохранении за Грецией членства в зоне евро, являются скорее популистскими заявлениями, которые нужны для того, чтобы объяснить населению, почему Германия все еще поддерживает греков. На самом деле немцы вряд ли изменят свое отношение к доскональному соблюдению Грецией всех требований по реформам и будут готовы отказать стране в финансовой помощи в случае, если Афины не сумеют выполнить взятые на себя обещания. Это не означает, что немцы хотят потерять вложенные деньги — это не так. Однако они будут готовы пожертвовать ими в случае дальнейшего ухудшения ситуации», — пояснил РБК daily главный экономист Berenberg Bank Хольгер Шмидинг

/Компиляция. 11 марта. Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/