25 июня 2012 Архив
Европа на маневрах
Многочисленные заседания европейских властей напоминают стратегические маневры в ожидании важного саммита глав государств в конце следующей недели. Многие не до конца понимают, как внутренние политические факторы определяют позицию государства на международных форумах. На этот раз для Германии они важны как никогда. Меркель зависит от оппозиции (SPD и Зеленые), которая должна одобрить ESM и фискальный договор. В конце этой недели нижняя палата немецкого парламента сумела договориться. Меркель пришлось пойти на некоторые уступки. Конечно, SPD и Зеленые в большей степени ориентированы на рост, чем CDU/CSU, однако, те меры, которые они требуют для стимулирования экономики, вполне согласуются с позицией Канцлера. Они так же не возражают, если стимулы будут финансироваться за счет налоговых поступлений, а не кредитов (заимствований).
Однако Меркель не согласилась организовать "фонд погашения", впервые предложенный экономическими советниками при правительстве в конце прошлого года. Она отвергает любые меры, даже отдаленно напоминающие о взаимных обязательствах по долгам. Это один из столпов ее позиции, и ее решимость в этом вопросе сложно переоценить Ошибаются те, кто считает, что в Европе у нее нет единомышленников. Судя по всему, у многих сложилось ошибочное представление о географии тектонических разломов на континенте. Они пролегли не между странами, но разделили кредиторов и должников. Позицию Меркель, в целом, поддерживают Австрия, Финляндия и Голландия. Канцлер Германии не стремилась ввести налог на финансовые операции, однако, SPD и Зеленые настояли на том, чтобы она поддержала это предложение, пусть даже не в масштабах всего Евросоюза. Другие страны-кредиторы также считают, что такой налог необходим. Фактически, Австрия отказывается ратифицировать механизм помощи ESM, если не будет введен налог на финансовые операции.
Меркель удалось получить поддержку в Бундестаге, и теперь ее путь лежит через верхнюю палату - Бундесрат, где политики тоже должны одобрить ESM и фискальный договор. Этот вопрос будет обсуждаться в воскресенье, при этом немецкие земли, представленные в Бундесрате, вероятно, попытаются выторговать для себя больше свободы действий в плане расходов. Возможно, им удастся найти компромисс. Однако, как уже не раз отмечалось, Конституционный суд хочет ознакомиться с финальной версией согласованных мер, перед тем, как их подпишет Канцлер. Договор о росте уже готовится. Скорее всего, в нем будет прописана возможность использования структурных средств, не отведенных под государственные нужды. Это деньги, которые идут на особые инфраструктурные проекты, объединяющие города и страны. Возможно, прояснится роль Европейского инвестиционного банка.
Франция и Италия не довольны тем, что так называемые "добродетельные страны", такие как Италия, должны платить по своим государственным долгам почти такие же проценты, как и страны с дурной репутацией, которые не прилагали никаких усилий для стабилизации своего финансового положения. Они считают, что это не правильно. На первый взгляд их позиция понятна и вполне обоснована, но при близком рассмотрении все не так очевидно. Кому же определять "масштабы" усилий, как не инвесторам? Если инвесторы не будут решать эту задачу, смогут ли ее решить правительства самостоятельно? Кто будет контролировать контролера? В среднесрочной перспективе Европейский центральный банк хочет взять на себя роль рейтинговых агентств, устанавливая стоимостную разницу на обеспечение. Он уже и так делает нечто подобное, только обходными путями, например, у некоторых видов обеспечения просто нет рейтинга. Это несколько отличается от утверждения Холланда и Монти о том, что налогоплательщик должен "корректировать" оценку инвесторов.
На саммите, вероятно, в числе прочих, будет решаться вопрос о том, кто сменит Гонзалеса Парамо, чей срок полномочий в ЕЦБ истекает в следующем месяце. Сейчас есть два главных кандидата: Глава Центробанка в Люксембурге Мерш и испанец Викуна, возглавляющий юридический департамент в ЕЦБ. Если бы Рахой назначил Гонзалеса-Парамо председателем Центробанка Испании, у Викуны появилось бы больше шансов. Однако до французских выборов принять это решение было нельзя с политической точки зрения. Кроме того, в Банке полным ходом идут другие перестановки в штате и плетутся политические интриги - без них в таких вопросах не обходится. Председатель ЕЦБ Драги настаивает на том, чтобы решение было принято в кратчайшие сроки.
Страны-кредиторы готовы согласиться на договор о росте на сумму около 1% от ВВП Еврозоны - около 130 млрд. евро. Взаимные обязательства, и все, что хотя бы отдаленно их напоминает, будут обходиться десятой дорогой. Барросо, Ван Ромпей, Драги и Юнкер получили задание подготовить план усиления европейской интеграции. Однако на ближайшем заседании мы не увидим. Еще рано. Возможно, появятся какие-то общие наметки, но раньше октября никаких подробностей ждать не стоит. Судя по всему, лидеры стран начинают думать, что фискальный и валютный союз - не такая уж плохая идея. И все же, многие полагают, что если уж и формировать политический союз, то быстро и решительно, чтобы пресечь кризис при помощи шоковой терапии, а не растягивать сомнительное удовольствие на долгие годы. На этот раз они лезли из кожи вон, чтобы представить выборы в Греции, как референдум о намерении выйти из Еврозоны, хотя лидеры Syriza не раз заявляли о том, что не собираются покидать валютный союз.
Поражает мстительность по мелочам. Текущий меморандум о взаимопонимании - отнюдь не договор или национальный закон - будет расторгнут, даже если Syriza останется в оппозиции.Прежде чем формировать правительство, нужно чтобы потенциальные члены коалиции заключили соглашение. Первая проблема - это экономия бюджета более чем на одиннадцать миллиардов евро в течение ближайших двух лет - таково условие Тройки для предоставления следующего транша.Но вот незадача, греки этих денег не увидят.Они нужны, чтобы....внимание.... расплатиться с ЕЦБ (и остальными официальными кредиторами, которым принадлежит более 3/4 непогашенного греческого долга).Греция хочет растянуть "удовольствие" на четыре года, а не на два.
Все козыри у Испании. Тройка может досадовать на Грецию сколько угодно, но главная угроза исходит не из Афин. Проблемы в Испании куда крупнее и страшнее.Доходность по испанским гос. облигациям снизилась на короткое время, однако, в основном, благодаря общей тенденции к консолидации на рынках капитала перед заседанием FOMC. На аукционе, который прошел в начале недели, процентные ставки по облигациям существенно выросли, а стране еще придется выходить на кредитные рынки в поисках капитала.Новости из Милана нагоняют тоску и поясняют, почему 100 млрд. евро, выделенных ЕС для рефинансирования испанских банков, не хватит. И это при том, что Испания еще официально не просила о помощи.
По данным Банка Испании, "безнадежные кредиты" выросли в апреле до 8.37% по сравнению с 6.36% в марте и год назад.Общая сумма этих долгов в евровом выражении достигает 153 млрд., при этом только в апреле прибавилось 4.8 млрд.Процент просроченных ипотечных кредитов в марте вырос до 3.01% по сравнению с 2.74% в конце прошлого года.На балансах испанских банков висят ипотечные займы на сумму более 600 млрд. евро. В такой ситуации сложно оставаться оптимистом, особенно, памятуя о том, что цены на недвижимость и жилье еще не завершили свое падение, начатое в 2007 году. Это значит, что число безнадежных кредитов продолжит расти.По данным последних отчетов, каждый четвертый испанец сидит без работы, а цены на жилье продолжают падать, оставаясь при этом на банковских балансах по полной стоимости. Тревожная ситуация.
LTRO не помогли стимулировать кредитование на внутреннем рынке.Данные Банка Испании свидетельствуют о том, что объемы кредитования в апреле снизилась на 3.5% по сравнению с прошлым годом. А в месячном исчислении падение составило 1%.Вклады в испанских банках в апреле тоже сократились на 5.4% по сравнению с апрелем прошлого года.Отток вкладов усиливается, только лишь в апреле банки зафиксировали сокращение на 2.5%, и это еще до официального признания проблем в Bankia. Таким образом, следующий отчет от Центробанка будет еще тревожнее. Стресс-тесты, разработанные МВФ, подразумевают сокращение экономики на 4% и снижение цен на недвижимость еще на 20%.При таких условиях банкам Испании потребуется еще 37 млрд. евро.Однако, в таком случае, не верится, что Bankia понадобилось 19 млрд. евро.МВФ стабильно недооценивает масштабы проблемы, скорее всего, и с Испанией он тоже промахнулся.
В ближайшие пару дней правительство опубликует результаты дополнительных стресс-тестов, проведенных независимыми частными компаниями.Но и тогда сложно будет судить об истинном положении дел в испанских банках.Ранее сообщалось о том, что Испания договорилась с Тройкой о том, чтобы отложить объявление результатов аудита, проведенного четырьмя аудиторскими компаниями в сентябре. Инвесторы разочаровались и заподозрили, что там что-то неладное.Кроме того, очевидно, что европейские власти продолжают играть по "аналоговым" правилам, тогда как весь финансовый мир уже давно перешел на цифру. Премьер министр Рахой по-прежнему защищает решения ЕЦБ.В новостях проскальзывают сообщения о том, что Италия намерена выдвинуть предложение об автоматизации помощи со стороны ЕЦБ.Не исключено, что LCH Clearnet в ближайшее время повысит маржу по испанским государственным облигациям на 10-15%. Не обольщайтесь ростом цен на испанские акции и падением доходности по 10-летним облигациям в начале недели.Проблема Испании сама по себе никуда не денется
Многочисленные заседания европейских властей напоминают стратегические маневры в ожидании важного саммита глав государств в конце следующей недели. Многие не до конца понимают, как внутренние политические факторы определяют позицию государства на международных форумах. На этот раз для Германии они важны как никогда. Меркель зависит от оппозиции (SPD и Зеленые), которая должна одобрить ESM и фискальный договор. В конце этой недели нижняя палата немецкого парламента сумела договориться. Меркель пришлось пойти на некоторые уступки. Конечно, SPD и Зеленые в большей степени ориентированы на рост, чем CDU/CSU, однако, те меры, которые они требуют для стимулирования экономики, вполне согласуются с позицией Канцлера. Они так же не возражают, если стимулы будут финансироваться за счет налоговых поступлений, а не кредитов (заимствований).
Однако Меркель не согласилась организовать "фонд погашения", впервые предложенный экономическими советниками при правительстве в конце прошлого года. Она отвергает любые меры, даже отдаленно напоминающие о взаимных обязательствах по долгам. Это один из столпов ее позиции, и ее решимость в этом вопросе сложно переоценить Ошибаются те, кто считает, что в Европе у нее нет единомышленников. Судя по всему, у многих сложилось ошибочное представление о географии тектонических разломов на континенте. Они пролегли не между странами, но разделили кредиторов и должников. Позицию Меркель, в целом, поддерживают Австрия, Финляндия и Голландия. Канцлер Германии не стремилась ввести налог на финансовые операции, однако, SPD и Зеленые настояли на том, чтобы она поддержала это предложение, пусть даже не в масштабах всего Евросоюза. Другие страны-кредиторы также считают, что такой налог необходим. Фактически, Австрия отказывается ратифицировать механизм помощи ESM, если не будет введен налог на финансовые операции.
Меркель удалось получить поддержку в Бундестаге, и теперь ее путь лежит через верхнюю палату - Бундесрат, где политики тоже должны одобрить ESM и фискальный договор. Этот вопрос будет обсуждаться в воскресенье, при этом немецкие земли, представленные в Бундесрате, вероятно, попытаются выторговать для себя больше свободы действий в плане расходов. Возможно, им удастся найти компромисс. Однако, как уже не раз отмечалось, Конституционный суд хочет ознакомиться с финальной версией согласованных мер, перед тем, как их подпишет Канцлер. Договор о росте уже готовится. Скорее всего, в нем будет прописана возможность использования структурных средств, не отведенных под государственные нужды. Это деньги, которые идут на особые инфраструктурные проекты, объединяющие города и страны. Возможно, прояснится роль Европейского инвестиционного банка.
Франция и Италия не довольны тем, что так называемые "добродетельные страны", такие как Италия, должны платить по своим государственным долгам почти такие же проценты, как и страны с дурной репутацией, которые не прилагали никаких усилий для стабилизации своего финансового положения. Они считают, что это не правильно. На первый взгляд их позиция понятна и вполне обоснована, но при близком рассмотрении все не так очевидно. Кому же определять "масштабы" усилий, как не инвесторам? Если инвесторы не будут решать эту задачу, смогут ли ее решить правительства самостоятельно? Кто будет контролировать контролера? В среднесрочной перспективе Европейский центральный банк хочет взять на себя роль рейтинговых агентств, устанавливая стоимостную разницу на обеспечение. Он уже и так делает нечто подобное, только обходными путями, например, у некоторых видов обеспечения просто нет рейтинга. Это несколько отличается от утверждения Холланда и Монти о том, что налогоплательщик должен "корректировать" оценку инвесторов.
На саммите, вероятно, в числе прочих, будет решаться вопрос о том, кто сменит Гонзалеса Парамо, чей срок полномочий в ЕЦБ истекает в следующем месяце. Сейчас есть два главных кандидата: Глава Центробанка в Люксембурге Мерш и испанец Викуна, возглавляющий юридический департамент в ЕЦБ. Если бы Рахой назначил Гонзалеса-Парамо председателем Центробанка Испании, у Викуны появилось бы больше шансов. Однако до французских выборов принять это решение было нельзя с политической точки зрения. Кроме того, в Банке полным ходом идут другие перестановки в штате и плетутся политические интриги - без них в таких вопросах не обходится. Председатель ЕЦБ Драги настаивает на том, чтобы решение было принято в кратчайшие сроки.
Страны-кредиторы готовы согласиться на договор о росте на сумму около 1% от ВВП Еврозоны - около 130 млрд. евро. Взаимные обязательства, и все, что хотя бы отдаленно их напоминает, будут обходиться десятой дорогой. Барросо, Ван Ромпей, Драги и Юнкер получили задание подготовить план усиления европейской интеграции. Однако на ближайшем заседании мы не увидим. Еще рано. Возможно, появятся какие-то общие наметки, но раньше октября никаких подробностей ждать не стоит. Судя по всему, лидеры стран начинают думать, что фискальный и валютный союз - не такая уж плохая идея. И все же, многие полагают, что если уж и формировать политический союз, то быстро и решительно, чтобы пресечь кризис при помощи шоковой терапии, а не растягивать сомнительное удовольствие на долгие годы. На этот раз они лезли из кожи вон, чтобы представить выборы в Греции, как референдум о намерении выйти из Еврозоны, хотя лидеры Syriza не раз заявляли о том, что не собираются покидать валютный союз.
Поражает мстительность по мелочам. Текущий меморандум о взаимопонимании - отнюдь не договор или национальный закон - будет расторгнут, даже если Syriza останется в оппозиции.Прежде чем формировать правительство, нужно чтобы потенциальные члены коалиции заключили соглашение. Первая проблема - это экономия бюджета более чем на одиннадцать миллиардов евро в течение ближайших двух лет - таково условие Тройки для предоставления следующего транша.Но вот незадача, греки этих денег не увидят.Они нужны, чтобы....внимание.... расплатиться с ЕЦБ (и остальными официальными кредиторами, которым принадлежит более 3/4 непогашенного греческого долга).Греция хочет растянуть "удовольствие" на четыре года, а не на два.
Все козыри у Испании. Тройка может досадовать на Грецию сколько угодно, но главная угроза исходит не из Афин. Проблемы в Испании куда крупнее и страшнее.Доходность по испанским гос. облигациям снизилась на короткое время, однако, в основном, благодаря общей тенденции к консолидации на рынках капитала перед заседанием FOMC. На аукционе, который прошел в начале недели, процентные ставки по облигациям существенно выросли, а стране еще придется выходить на кредитные рынки в поисках капитала.Новости из Милана нагоняют тоску и поясняют, почему 100 млрд. евро, выделенных ЕС для рефинансирования испанских банков, не хватит. И это при том, что Испания еще официально не просила о помощи.
По данным Банка Испании, "безнадежные кредиты" выросли в апреле до 8.37% по сравнению с 6.36% в марте и год назад.Общая сумма этих долгов в евровом выражении достигает 153 млрд., при этом только в апреле прибавилось 4.8 млрд.Процент просроченных ипотечных кредитов в марте вырос до 3.01% по сравнению с 2.74% в конце прошлого года.На балансах испанских банков висят ипотечные займы на сумму более 600 млрд. евро. В такой ситуации сложно оставаться оптимистом, особенно, памятуя о том, что цены на недвижимость и жилье еще не завершили свое падение, начатое в 2007 году. Это значит, что число безнадежных кредитов продолжит расти.По данным последних отчетов, каждый четвертый испанец сидит без работы, а цены на жилье продолжают падать, оставаясь при этом на банковских балансах по полной стоимости. Тревожная ситуация.
LTRO не помогли стимулировать кредитование на внутреннем рынке.Данные Банка Испании свидетельствуют о том, что объемы кредитования в апреле снизилась на 3.5% по сравнению с прошлым годом. А в месячном исчислении падение составило 1%.Вклады в испанских банках в апреле тоже сократились на 5.4% по сравнению с апрелем прошлого года.Отток вкладов усиливается, только лишь в апреле банки зафиксировали сокращение на 2.5%, и это еще до официального признания проблем в Bankia. Таким образом, следующий отчет от Центробанка будет еще тревожнее. Стресс-тесты, разработанные МВФ, подразумевают сокращение экономики на 4% и снижение цен на недвижимость еще на 20%.При таких условиях банкам Испании потребуется еще 37 млрд. евро.Однако, в таком случае, не верится, что Bankia понадобилось 19 млрд. евро.МВФ стабильно недооценивает масштабы проблемы, скорее всего, и с Испанией он тоже промахнулся.
В ближайшие пару дней правительство опубликует результаты дополнительных стресс-тестов, проведенных независимыми частными компаниями.Но и тогда сложно будет судить об истинном положении дел в испанских банках.Ранее сообщалось о том, что Испания договорилась с Тройкой о том, чтобы отложить объявление результатов аудита, проведенного четырьмя аудиторскими компаниями в сентябре. Инвесторы разочаровались и заподозрили, что там что-то неладное.Кроме того, очевидно, что европейские власти продолжают играть по "аналоговым" правилам, тогда как весь финансовый мир уже давно перешел на цифру. Премьер министр Рахой по-прежнему защищает решения ЕЦБ.В новостях проскальзывают сообщения о том, что Италия намерена выдвинуть предложение об автоматизации помощи со стороны ЕЦБ.Не исключено, что LCH Clearnet в ближайшее время повысит маржу по испанским государственным облигациям на 10-15%. Не обольщайтесь ростом цен на испанские акции и падением доходности по 10-летним облигациям в начале недели.Проблема Испании сама по себе никуда не денется
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба

