20 августа 2012 InoPressa
Однако следующее утверждение – о том, что кандидат, вышедший из этого состязания победителем, сможет позволить себе роскошь реализации политики, радикально отличающейся от мер, предлагавшихся оппонентом – вызывает гораздо больше сомнений. К моменту вступления в должность в январе 2013 г., новый президент США обнаружит, что свобода его действий в вопросах экономической политики весьма ограничена - хотя сейчас пропагандисты кампаний и Ромни, и Обамы утверждают прямо противоположное. Действительно, потенциальные различия между кандидатами многочисленны, но избиратели должны адекватно оценивать их. В фокусе внимания находится социальная политика, которую сопровождает в целом сходный набор экономических мер.
Победивший кандидат получит в наследство экономику, которая будет расти в следующем году вялыми темпами в районе 2% или ниже и при этом угрожать полным застоем. Показатель безработных по-прежнему будет держаться на слишком высоких уровнях, причем почти половина от их общего числа будет относиться к категории долгосрочной безработицы, бороться с которой очень трудно. Если же мы посчитаем (а мы должны это сделать!) миллионы американцев, которых статистика перестала относить к рабочей силе страны, мы получим еще более высокие показатели. Финансовая сторона вопроса также вызывает тревогу. Дефицит бюджета продолжит флиртовать с отметкой 10% от ВВП, усиливая обеспокоенность среднесрочной долговой динамикой США. Банковский сектор будет по-прежнему уклоняться от рисков, ограничивая кредитование среднего и малого бизнеса, и тем самым сдерживая процессы расширения штата сотрудников и урезая объем инвестиций в производство и оборудование. Домохозяйства пройдут лишь часть тернистого и болезненного пути сокращения долговой нагрузки и отказа от заемного капитала. Столь же беспокойной будет и обстановка на политическом фронте. Конгрессу, в течение слишком долгого времени раздираемому противоречиями и беспорядками, станет все труднее откладывать на потом принятие мер для решения насущных проблем. Тем временем нехарактерная активность Федрезерва, включая радикальное расширение экспериментальных мер, будет приносить все меньше выгод и повлечет за собой большее количество издержек и рисков.
Усложнится и международная обстановка, на фоне которой придется функционировать экономике США. В ближайшие несколько месяцев долговой кризис в Европе, по всей вероятности, усугубится. Развивающиеся экономики (в том числе и Китай) замедляют темпы роста, а усилия по эффективной многосторонней координации политики остаются неадекватными, что будет означать усиление протекционизма и борьбу ведущих торговых держав за место под солнцем. Таким образом, неважно, кто придет к власти в ноябре – Обама или Ромни. Новый президент все равно окажется под давлением двойной необходимости: безотлагательной стабилизации экономики и проведения долгосрочных реформ. В условиях кризиса в Европе и синхронного замедления мировой экономики у кандидатов не останется иного выбора кроме реализации – по крайней мере, на первых порах – схожих политик, направленных на восстановление динамического роста занятости и финансовой стабильности. В попытке нащупать идеальный баланс между незамедлительным стимулированием экономики и среднесрочной фискальной устойчивостью нельзя будет забывать о первом шаге, самом экстренном и насущном. Речь идет о выставлении надежных барьеров против угрозы «финансовой скалы», поскольку срок действия временных налоговых льгот истекает, и сокращение расходов, которые включают в себя затраты на целый спектр федеральных программ, может вступить в силу автоматически. Если экономика действительно достигнет этого состояния, это существенно увеличит риски наступления рецессии в Америке.
Для того чтобы справиться с тяжелым наследием ошибок, упорно повторяемых Конгрессом, необходимы серьезные среднесрочные реформы в бюджетной сфере. Если нового президента снабдят правдивой статистикой, он очень быстро поймет, что его возможности по созданию правильного соотношения налоговых реформ и реформ в области расходов гораздо более ограничены, чем уверяют сейчас участники политических баталий. Это определенно тот случай, о котором можно сказать: «при всем богатстве выбора другой альтернативы у вас нет». Финансовые реформы лучше всего работают в условиях динамично развивающейся экономики. Значит, Обаме или Ромни придется устранить препятствия на пути роста экономики и занятости. И опять же – в таких сегментах экономики, как недвижимость, рынок труда, инфраструктуры и мобилизация капиталов через кредитно-финансовую систему, пространство для маневрирования гораздо меньше, чем хотят заставить нас поверить большинство политиков.
Впрочем, это не означает полного отсутствия пространства для различий. Они существуют, и они являются отражением того факта, что общие экономические тенденции будут сопровождаться многоскоростной динамикой процессов на многих уровнях – от устойчивых расхождений в показателях безработицы в зависимости от квалификации и образования работников до рекордного неравенства в уровне доходов и благосостояния. Все принимаемые экономические решения будут требовать вдумчивой социальной оценки (открытой или, что более вероятно, имплицитной) их распределительных эффектов. После эпохи неумеренного использования заемного капитала, создания долга и огульной раздачи кредитов, вылившейся в мировой финансовый кризис - 2008, Америка продолжает решать сложные задачи перераспределения итоговых убытков, что все еще оказывает влияние на инвестиции, занятость и конкурентоспособность. Однако пока агрессивная политическая поляризация мнений в Конгрессе привела лишь к тенденции сваливать бремя долговой нагрузки на тех, кто наименее способен нести его. В идеальном мире новый президент США быстро запустил бы программу по восстановлению позитивной динамики рынка труда и упрочению финансового положения страны. Во-первых, он представил бы проработанный и всеобъемлющий набор инициатив в области экономической политики, самых необходимых и в то же время осуществимых и реалистичных, причем здесь выбор вариантов является ограниченным для обоих кандидатов. Во-вторых, он дополнил бы предлагаемые экономические меры четкой программой в области социальной политики, направленной на справедливое распределение долговой нагрузки – и здесь потенциал различий уже становится обширным.
Америка будет выбирать не между такими горячо обсуждаемыми сейчас альтернативами, как повышение налогов vs. социальные дотации, или контроль государства над производством против ничем неограничиваемой активности частного сектора. Речь скорее идет о таких сопутствующих понятиях, как социальная справедливость, права, равенство и – да! – нормы поведения богатого и цивилизованного общества. На кону стоит выбор социальной ответственности – обязанности общества поддержать тех, кто не по своей вине переживает тяжелые времена, создать для них рабочие места и помочь удержаться на плаву. Это вопрос защиты наиболее уязвимых слоев общества, в том числе и предоставления им доступа к полноценному медицинскому обслуживанию. Это вопрос реформы существующей на данный момент системы образования, не способной обеспечить должный старт американской молодежи (и надлежащего обучения тех, кто нуждается в переподготовке). Многочисленные аспекты справедливости и равенства предполагают также участие богатых граждан в помощи системе, которая ранее и помогла им достичь столь высоких уровней благосостояния. Вот где действительно важны различия между Обамой и Ромни. Чем скорее оба кандидата в ходе своих предвыборных кампаний начнут акцентироваться на этих моментах, выделяя их приоритетность – тем выше будут шансы у американцев сделать более обоснованный и информированный выбор и тем самым предпринять коллективное усилие, необходимое для того, чтобы страна избежала новых бед.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу