10 сентября 2012 InoPressa
Таким образом, в американской политике, в некотором смысле, образовалось внутреннее противоречие. На самом деле, Штаты сыграли судьбоносную роль в рождении китайской звезды. Например, вместо того, чтобы сохранить торговые санкции против Китая после кровавых событий на площади Тяньаньмэнь в 1989 году, Америка решила интегрировать его в мировое сообщество. Да и раньше иностранная политика США отличалась благосклонностью к этому дальневосточному гиганту.
В 1905 году Президент Теодор Рузвельт, председательствовавший на мирной конференции, которая состоялась в Плимуте, штат Нью Гемпшир, после русско-японской войны, настаивал на том, чтобы вернуть Маньчжурию Китаю - в то время маньчжуры занимали в стране привилегированное положение и все высокие должности в империи - и сохранить баланс сил в Восточной Азии. Таким образом, Штаты начали активно участвовать в делах Китая. В 1949 году к власти пришли коммунисты, однако, Штаты открыто заявляли, что коммунизм в Китае более мягкий, не такой, как в Советском Союзе. А после того, как коммунисты разгромили про-демократическое движение в 1989 году, именно США помогли Китаю превратиться в экспортного колосса на глиняных ногах, нарастившего огромные торговые профициты, и ставшего главным источником капитала для самой Америки. Американская политика в отношении китайского коммунизма прошла три стадии развития. На первой стадии Штаты благосклонно относились к к режиму Мао Цзедуна, несмотря на корейскую войну, аннексию Тибета и бесконечные охоты на ведьм внутри страны, например, кампанию «Пусть расцветают сто цветов». На второй стадии благосклонность сменилась отторжением, и большую часть шестидесятых американская политика была нацелена на изоляцию Китая. Третья стадия началась сразу после китайско-советских вооруженных конфликтов в 1969 году: Штаты активно пытались усилить раскол в коммунистическом мире, используя Китай как инструмент своей анти-советской стратегии. Несмотря на то, что именно Китай инициировал кровавые приграничные стычки - и в этом ни у кого не возникает сомнений - Америка встала на сторону режима Мао. Так сформировалась база для «открытия» Китая в 1970-1971 годах, организованного Советником по национальной безопасности Генри Киссинджером, который до этого времени вообще ничего не знал об этой стране.
С тех пор Штаты ведут осознанную политику поддержки китайского роста. Президент Джимми Картер даже разослал напоминание в различные государственные департаменты США, инструктируя их помогать развитию Китая - этот подход сохраняется и по сей день, даже при том, что Америка пытается застраховаться от того, что вместе с силой у Китая прибавляется и наглости. Политика Штатов в отношении Китая не изменилась даже после запуска ракет в Тайваньском проливе в 1996 году. Если уж на то пошло, Штаты постепенно ослабляют свои связи с Тайванем - после этих военных маневров ни один член правительства США не посетил этот остров.
В этом контексте своими блистательными экономическими успехами - включая крупнейший в мире профицит торгового баланса и валютные резервы - Китай во многом обязан политике США, начиная с 1970-х годов. Без существенного расширения американо-китайских торговых и финансовых отношений, развитие страны шло бы гораздо медленнее, результаты давались бы с большим трудом. Из выгодных союзников во второй половине Холодной войны США и Китай превратились в тесно связанных и взаимозависимых партнеров. Америка зависит от китайского торгового профицита и сбережений, которые помогают ей финансировать свой раздутый дефицит бюджета, а Китай не может поддерживать свой экономический рост и финансировать модернизацию вооруженных сил без огромного объема экспорта в США. Скопив более двух третей своих гигантских валютных резервов в долларовых активах, Китая обрел значительное политическое влияние.
Таким образом, Китай сильно отличается от всех других противников США. Сегодня интересы Америки настолько тесно переплетены с Китаем, что политика изоляции или открытой конфронтации просто не имеет смысла. Даже в вопросах демократии Штаты предпочитают поучать других диктаторов, не трогая самую большую автократию в мире. В то же время, США обеспокоены плохо скрываемым стремлением Китая к доминированию в Азии - стремлением, которое противоречит не только соображениям безопасности и коммерческим интересам США, но и главной цели сохранения баланса сил в Азии. Чтобы не допустить китайского доминирования, Штаты уже начали формировать компенсирующие партнерства, не предпринимая никаких попыток сдержать сам Китай. Растущая мощь Китая помогает Штатам укрепить свое военное присутствие в Азии, упрочить существующие альянсы в регионе и найти новых стратегических партнеров. На самом деле, с каждым днем все более напористый и самоуверенный Китай - настоящее дипломатическое благо для попыток США упрочить и расширить свои связи в Азии.
Урок прост: восхождение новой мировой державы может усилить стратегическую значимость и роль державы, переживающей относительный спад. Еще десять лет назад Штаты чувствовали себя в некотором роде изгоями в Азии, из-за ряда событий, включая китайское «наступление очарованием». Но теперь Америка снова в гуще событий. Южная Корея укрепила свой военный альянс с США; Япония отказалась от попыток изгнать американские военные базы из Окинавы; Сингапур разрешил американскому военному флоту размещать свои корабли у себя в портах; военно-морские и прочие базы США также размещаются и в Австралии; Индия, Вьетнам, Индонезия и Филиппины тоже подвинулись ближе к Штатам. Но не стоит питать иллюзий насчет политики США. Несмотря на смену положения Америки в Азии, она по-прежнему придерживается своего двоякого подхода: сохранять баланс сил при помощи стратегических альянсов и партнерств, способствуя при этом росту Китая.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу