20 ноября 2012 InoPressa
Основанием для снижения рейтинга стали структурные экономические проблемы Франции, включая жесткий рынок труда. Экономисты видят ограниченные перспективы роста Франции в условиях набирающего обороты долгового кризиса еврозоны. Прогнозы по росту европейской экономики на ближайшие кварталы - совсем неутешительные.
Решение Moody's о понижении рейтингов Франции и сохранении негативного прогноза отражает следующие основные взаимосвязанные факторы:
1) На долгосрочные перспективы экономического роста Франции оказывает негативное влияние несколько структурных проблем, в том числе постепенная, устойчивая потеря конкурентоспособности, недостаточная гибкость рынков труда, товаров и услуг; малые объемы инноваций.
2) Финансовые перспективы Франции являются неопределенными на фоне ухудшения экономической ситуации как в краткосрочной перспективе из-за снижения внутреннего и внешнего спроса, так и в долгосрочной - за счет структурных проблем, указанных выше.
3) Устойчивость Франции к будущим потрясениям в зоне евро снижается в связи нарастающими рисками для темпов экономического роста, финансового сектора и стоимости финансирования. Зависимость торговых связей Франции и ее банковского системы от ситуации в периферийных европейских странах – непропорционально велика. Ее обязательства по поддержке остальных членов еврозоны увеличились. Кроме того, в отличие от не входящих еврозону государств, которым присвоены аналогично высокие рейтинги, у Франции нет доступа к национальному центральному банку для финансирования своего долга в случае дестабилизации рынка.
В июле этого года Moody's снизило прогнозы по кредитным рейтингам Германии, Люксембурга и Нидерландов со "стабильного" на "негативный". Тогда же, рейтинговое агентство предупредило, что проведет оценку суверенного рейтинга Франции и прогноза по нему, который в феврале 2012 был изменен на "негативный". "Возрастает влияние увеличивающегося риска выхода Греции из еврозоны, необходимости коллективной поддержки других государств зоны и практически остановившегося экономического роста", заявили аналитики Moody's, комментируя изменение прогноза.
Сегодняшнее решение о понижении рейтинга завершает ранее предпринятые оценки. Одновременно Moody `s также понизило рейтинги Société de Financement de l'Economie Française (SFEF) и Société de Prise de Participation de l'État (SPPE) с "AAA" до "Aa1". Прогноз по рейтингам двух компаний остаются "негативными". Долговые инструменты с преимуществом погашения, выпущенные двумя субъектами, подкреплены безусловной и безотзывной гарантией правительства Франции.
В то же время, Moody's подчеркивает, что присвоенный Франции рейтинг "Aa1" по-прежнему остается очень высоким из-за большого количества сильных сторон ее кредитной системы. В частности:
(I) Крупной и диверсифицированной экономики, которая лежит в основе экономической устойчивости Франции
(II) Строгой приверженности структурным реформам и бюджетной консолидации, отражающейся в последних действиях правительства, которые могут, в среднесрочной перспективе, смягчить недостаточную структурную гибкость в ряде секторов экономик и замедлить динамику роста внешнего долга Франции.
Рост реального эффективного обменного курса Франции в последние годы оказывает все более существенное влияние на снижение конкурентоспособности, в частности, по отношению к Германии, Великобритании и США. Задача по восстановлению конкурентоспособности путем регулирования темпов роста заработной платы и сдерживания расходов становится еще более сложной для Франции, как для члена валютного союза, говорится в отчете Moody's.
Помимо повышенных налогов и социальных взносов, французский рынок труда характеризуется высокой степенью сегментации – это результат обширного законодательства по защите занятости на постоянных контрактах. В то время как сроки увольнения и выходное пособие не значительно выше, чем в других европейских странах, некоторые законодательные аспекты делают процесс увольнений особенно сложным. Подобная юридическая неопределенность повышает стоимость труда и создает препятствия для найма новых сотрудников. Как следствие – страдает конкурентоспособность компаний и их прибыльнось.
Кроме того, регулирование рынка услуг во Франции гораздо более ограниченно, чем во многих других странах. Ослабленная конкуренция в секторе услуг также оказывает негативное влияние на покупательную способность домохозяйств и производственные затраты предприятий.
Недавно предпринятых французским правительством мер для решение ряда структурных проблем, вряд ли будет достаточно для восстановления конкурентоспособности, констатируют аналитики Moody's.
Повышенная неопределенность в отношении бюджетных перспектив Франции – еще один камень преткновения. Цель французского правительства - сокращение дефицита бюджета до 0,3% к 2017 году и выравнивание структурного дефицита к 2016-му. Эти целевые ориентиры в Moody's считают реалистичными. Тем не менее, прогнозы правительства по росту ВВП (0,8% в 2013 году и 2% - с 2014 года) аналитики агентства находят излишне оптимистичными: в стране растет безработица, а потребление сдерживают растущие налоги. При этом, мало надежды и на экспорт из-за сокращения внешнего спроса со стороны торговых партнеров по еврозоне, таких как Италия и Испания.
Наконец, Moody `s беспокоит, что страна может стать менее устойчивой к будущим потрясениям в зоне евро. В частности, на балансах французские банков значительное количество долговых обязательств более слабых стран еврозоны. В результате, несмотря на их достаточно высокую емкость поглощения потерь, французские банки по-прежнему уязвимы к дальнейшему углублению кризиса. Кроме того, банки в значительной степени зависят от внутреннего финансирования.
Плюс ко всему, растет кредитный риск Франции по отношению к долговому кризису еврозоны в связи с увеличением количества ресурсов, которые могут потребоваться для поддержки проблемных государств и банков через Европейский фонд финансовой стабильности (EFSF), Европейский механизма стабильности (ESM ) и инструменты Европейского центрального банка (ЕЦБ). При этом, отмечает Moody's, в случае необходимости, Франции - как и другим членам еврозоны с высокими кредитным рейтингом - возможно, не удастся воспользоваться этими механизмами поддержки в полном объеме: к тому времени ресурсы могут быть уже исчерпаны.
Что может привести к дальнейшему снижению/повышению рейтинга
Moody `s предпримет дальнейшее снижение рейтинга Франции в случае ухудшения в экономических перспектива страны или трудностей в осуществлении реформ. Существенные экономические и финансовые потрясения, обусловленные долговым кризисом еврозоны, будут оказывать дальнейшее понижательное давление на рейтинг страны, говорится в отчете.
Учитывая нынешний негативный прогноз по суверенному рейтингу Франции, он вряд ли будет пересмотрен в среднесрочной перспективе. Тем не менее, Moody `s готово рассмотреть вопрос об изменении прогноза по суверенному рейтингу Франции на "стабильный". Для этого от страны потребуется "успешное осуществления экономических реформ и налоговых мер, укрепляющих перспективы роста французской экономики и баланс правительства".
Повышению рейтинга Франции может способствовать значительное улучшение государственных финансов правительства, плюс – разворот траектории роста государственного долга.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу