9 января 2013 InoPressa
Рынки, похоже, сигнализируют о том, что это вполне осуществимо. Доходность ирландских гособлигаций со сроком погашения в 2020 году снизилась с 8,5% начала 2012-го - до 4,5% к концу года. Возвратившийся аппетит к ирландскому долгу позволил правительству частично восстановить доступ на рынок облигаций в 2012. В этом году Ирландия планирует привлечь € 10 млрд. ($ 13,2 млрд.) путем выпуска облигаций. Таким образом, у страны будет € 19 млрд. ликвидных резервов, достаточных для покрытия государственных нужд на 2014 год.
Определенно, потрепанная ирландская экономика проявляет все больше признаков жизни. ВВП страны, по оценке МВФ, в 2012 году подрос всего на 0,4% (после 1,4% роста в 2011), что вполне сопоставимо с глубокой рецессией в Италии и Испании. Тем не менее, с 2010 года Ирландия сохраняет профицит платежного баланса. А, судя по удельным затратам на рабочую силу, базовая конкурентоспособность резко улучшились.
Благодаря низкой ставке корпоративного налога в размере 12,5% Ирландия продолжает привлекать прямые иностранные инвестиции (ПИИ), особенно из американских компаний – в области фармацевтики, информационных технологий и финансовых услуг. Как утверждает Барри О’Лири, глава правительственного агентства промышленного развития страны, нынешний уровень иностранных инвестиций в Ирландии – самый высокий за последнее десятилетие.
Иностранное присутствие растет, и объем ирландского экспорта превышает стоимость ВВП. Чистый объем торговли - экспорт за вычетом импорта - более чем компенсирует падение спроса на внутреннем рынке, который по-прежнему страдает от чрезмерной задолженности (долг домохозяйств - 209% от располагаемого дохода), продолжающейся экономии и финансовых трудностей с хорошо капитализированными, но убыточными ирландскими банками.
Впрочем, картина далеко не столь однозначно положительная, как может показаться. Возьмем зависимость Ирландии от иностранных фирм. Это привязывает ирландскую экономику к глобальному росту так, что она страдает при сокращении внешнего спроса, говорит Саймон Хейз из Barclays. Экспорт растет лишь на 2% в год, начиная с прошлой весны – самыми медленны ми темпами с начала 2010 года. Это также делает экономику уязвимой к потрясениям, влияющим на конкретные сектора.
Успех Дублина в привлечении глобальных фармацевтических компаний – в 2011 году они сделали половину ирландского экспорта - означает, что над страной навис "патентный обрыв" - ситуация, когда у производителей лекарственных средств истекает срок действия патентов, что в свою очередь приводит к сокращению экспорта и снижению цен. В 2011 году ирландский экспорт фармацевтической продукции вырос почти на 7%, а в первые десять месяцев 2012 года - снизился на 3% по сравнению с тем же периодом годом ранее.
Еще одна проблема в том, что прогресс Дублина, как экономический так и бюджетный, измеряется, как правило, с помощью ВВП, который генерируется в Ирландии. Но для экономики, столь зависимой от иностранных компаний, ВНП (Валовой национальный продукт) более актуален. Ирландский ВНП ниже, чем ВВП из-за большой прибыли, полученной иностранными фирмами. Разрыв между этими двумя показателями увеличился с 14% в 2007 году до 20% в 2011-м.
Увеличение разрыва явно свидетельствует об одном: у рядовых ирландцев дела обстоят хуже, чем у ирландской экономики. В 2011-м ВВП составил на 7% меньше, чем в 2007, в то время как ВНП оказался меньше на 11%. Эта разница влияет не только на уровень жизни, но и на финансовое положение Ирландии: именно ВНП лежит тяжелым грузом на государственных финансах, поскольку налоги на прибыли ирландских компаний за границей – символические.
При измерении соотношения ирландского долга к ВВП недооценивает его, а если измерять его как долю ВНП - цифра получается завышенной, потому что не учитывает тот вклад, который поступает от иностранных фирм в виде налогов. Финансовый консультативный совет Ирландии предложил гибридный способ оценки, при котором 40% превышения ВВП к ВНП добавляется к последнему. По мнению главы совета Джона Макхейла, это более точный датчик финансовой устойчивости ирландской экономики. Исходя из этого, бремя задолженности, которое, как ожидается, достигнет своего пика в 2013 году на уровне около 120% от ВВП, на самом деле составит 140% (см. график).
Уязвимость Ирландии объясняет то, почему МВФ настаивает на том, чтобы европейские кредиторы предоставили Дублину больше помощи. В частности, фонд выступает за облегчение расходов по долговым обязательствам, выпущенных в 2010 году для поддержки рухнувшего Англо-Ирландского банка. Фонд также хочет, чтобы Европейский механизм стабильности облегчил государственное долговое бремя Ирландии, приняв доли в уставном капитале банков, получивших помощь от государства. Ирландии многое удалось, впрочем, примерный ученик еврозоны может все еще с легкостью провались экзамены для выхода из программы спасения.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу