17 февраля 2013 InoPressa
Предыдущая "мягкая посадка" в начале 2009 года случилась после ужасного американского кризиса, а последнюю спровоцировал европейский долговой кризис. Китай обладает несколькими источниками силы, которые помогали ему противостоять суровым внешним потрясениям на протяжении последних четырех лет. Амортизаторы в виде масштабных сбережений (53% от ВВП) и резервов иностранной валюты (3.3 триллионов долларов) находятся на вершине списка. Кроме того, в отличие от Запада, который использовал большую часть своего традиционного орудия контрциклической политики, Китай сохранил широкие возможности для фискального и монетарно-политического регулирования по мере необходимости. Например, мощная динамика урбанизации серьезно поддерживает китайскую экономику с высоким уровнем капиталовложений, позволяя при этом относительно бедным сельским работникам зарабатывать больше в городах.
Тем не менее, возможно, Китаю удалось избежать внешнего шока без потери в росте последний раз. Премьер-министр Вэнь Цзябао обратился к этой возможности примерно шесть лет назад, утверждая в марте 2007 года, что китайская экономика только кажется такой блистательной, на самом деле она стала «нестабильной, несбалансированной, нескоординированной и, наконец, нежизнеспособной». С тех пор Китай лишился большей части своего внутреннего запаса из-за частых внешних потрясений. Банковский сектор до сих пор пытается выбраться из безнадежных кредитов, выросших впоследствии мирового спада в 2008 году. Поиск доступного жилья стал невероятно сложной задачей для тех, кто впервые перебирается в город. А коррупционные скандалы и связанные с ними риски политических беспорядков за несколько месяцев до прошлогодней смены главы Коммунистической партии заставили понервничать. Иначе говоря, уязвимость, озвученная "Четырьмя «Не" Вэня, значительно возросла. Китайская экономика, бесспорно, стала менее стабильной с крупными спадами в реальном ВВП в 2009 году и затем в 2012 году. Ее дисбалансы также усугубились, учитывая долю инвестиций от ВВП, приближающуюся к 50%, и падение частного потребления до уровня ниже 35% от ВВП.
Китай также стал менее скоординированным или раздробленным, поскольку разница в доходах населения продолжала увеличиваться. Экологическая устойчивость уменьшается из-за загрязнения окружающей среды, которое угрожает атмосфере и водным ресурсам страны. Короче говоря, китайская модель роста в последнее время работает на пределе своих возможностей. Если кусок ткани растянуть, ему потребуется некоторое время, чтобы вернуться в прежнее состояние, в конечном счете, он потеряет свою эластичность и уже никогда не станет таким как прежде; также и с экономикой – есть вероятность, что в следующий раз она уже не восстановится, если что-то пойдет не так. Призыв к новому руководству Китая вполне однозначен: с перебалансировкой и реформами тянуть больше нельзя. Пришло время принимать меры, которые ускорят переход к экономике потребления.
На повестке дня стоит многое, и это ни для кого не секрет. Она включает развитие сектора услуг, финансирование системы социальной защиты, либерализацию устаревшей системы прописки (hukou), реформирование государственных предприятий и борьбу с финансовой репрессией домохозяйств с помощью увеличения искусственно низких процентных ставок на сбережения. Неспособность быстро среагировать по этой программе оставит Китай слишком уязвимым перед неизбежным следующим шоком в потрепанном кризисом мире. Без перебалансировки любая из потенциальных точек перелома может серьезно скомпрометировать способность экономики пережить еще одну «мягкую посадку»: ухудшение кредитоспособности банковской системы, ослабление конкурентоспособности экспорта из-за роста зарплат, ключевые экологические, управленческие и социальные проблемы (а именно, загрязнение, коррупция и неравенство) и, конечно, промахи во внешней политике, как, например, растущие трения с Японией.
Китайская экономика пережила два крупных мировых кризиса за последние четыре года. На первый взгляд, ее гибкость достойна восхищения – она первая восстановилась, и китайские лидеры не устают напоминать об этом остальному миру. Однако если взглянуть глубже, несбалансированная, нестабильная, нескоординированная и нежизнеспособная экономика рискует потерять свою способность к гибкости. Без перебалансировки и реформ дни автоматической «мягкой посадки» Китая могут быть сочтены. На протяжении 15 лет я сохранял оптимистичный прогноз в отношении Китая. Но часы тикают. Критика Вэнь Цзябао шесть лет назад стала мощным диагнозом трещин Старого Китая и одновременно раскрыл надежды и мечты Нового Китая. Новое руководство Китая не может игнорировать его. Время больше не на стороне Китая. Нужно действовать прямо сейчас.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу