Если бы нужно было связать воедино итальянские выборы с понижением рейтинга Британии рейтинговым агентством Moody’s, волна бы развернулась против жесткой экономии. На самом деле, дополнительные выборы в четверг в Истлейте (южная Англия) показали, что у Британии может появиться свой собственный Беппе Грилло в форме Британской Независимой Партии. Однако понижение рейтинга Британии показало, что при всех попытках удовлетворить рынки, замедление британского роста не дает правительству разобраться с долгами, тогда как итальянские избиратели в конечном счете выступают против политики жесткой экономии.
На самом деле этот довольно неприятный график от Дхавала Джоши из BCA Research, похоже, довольно определенно показывает, что жесткая экономия вредит экономикам. Другой важный момент заключается в том, что Британия более агрессивно использовала количественное смягчение (26% от ВВП), чем США (14%) от ВВП и, в итоге, пришла к менее удовлетворительным результатам в контексте роста. Конечно, это можно связать с близостью к еврозоне, однако это говорит о том, что фискальная политика более влиятельна, нежели монетарная. Таким образом, возможно, мы вернемся обратно к фискальным стимулам в рамках нового политического императива. Сработает ли это?
Еще одна таблица от Дэвида Рэнсона из Wainwright Economics. Она позволяет увидеть отношение между изменениями в федеральных расходах и расходы в частном секторе с 1929 года; отношение явно обратное. Перед тем, как комментировать, следует четко уяснить одну вещь: социальные платежи (пособия по безработице и так далее) не включены в расчет.