16 марта 2013 InoPressa
Успех Германии в сохранении низкого уровня потребительских цен при таких условиях объясняется тем фактом, что Бундесбанк был де-факто независим от немецкого правительства. Это спровоцировало мировую тенденцию, в рамках которой страны одна за другой принимали законодательство, предусматривавшее повышение независимости монетарных властей. Вскоре инфляция начала снижаться. Центробанкам не составляло труда сохранять независимость от политического давления в условиях стремительного экономического роста, который привел к превысившему ожидания сокращению затрат и увеличению доходов западных властей. Правительства не нуждались в запуске печатных станков Центробанками.
Однако в менее благоприятной экономической обстановке печатание денег становится удобной альтернативой сложным решениям и болезненным преобразованиям, таким как повышение налогов и значительное сокращение государственных расходов. Действительно, с начала текущего финансового кризиса и кризиса суверенного долга, правительства и Центробанки развитых государств позволяли финансовой политике довлеть над монетарной. Банк Японии - самый свежий пример того, как крупный Центробанк потакает желаниям своего правительства. Премьер-министр Синдзо Абэ четко дал понять, что жаждет от регулятора неограниченного смягчения. Недавнее решение Банка Японии о неограниченных покупках гособлигаций для достижения нового целевого уровня инфляции в размере 2% положило конец его независимому имиджу. Подобным образом, Банк Англии покупает практически каждую выпущенную британским правительством гособлигацию, невзирая на то, что годовая инфляция превышает официально установленный 3%-ный «потолок». Несмотря на то, что в течение последних нескольких лет уровень инфляции превышает 4% (и даже перевалил за отметку 5%), Банк Англии продолжает смягчать монетарную политику. Тем временем, Федрезерв США приобретает свыше 90% выпускаемых Казначейством ценных бумаг.
Все три государства нарушают главную заповедь Центробанков: не принимай участия в монетарном финансировании государственных расходов. Но это не удивительно, учитывая, что Центробанки этих стран фактически никогда и не были независимыми. К примеру, статья 4 Закона о Банке Японии гласит о том, что банк «должен… всегда поддерживать тесный контакт с правительством и обмениваться с ним мнениями с тем, чтобы валютный и монетарный контроль, а также базовая позиция экономической политики правительства были взаимодополняющими». Другими словами, Банк Японии может создавать видимость независимости, но только до тех пор, пока это устраивает правительство. Статья 19 Закона о Банке Англии позволяет Министерству финансов руководить монетарной политикой регулятора при условии, что подобное руководство необходимо в интересах общества и в чрезвычайных экономических обстоятельствах». Одна из излюбленных фраз политиков «в интересах общества» весьма размыта, что дает массу возможностей для маневра так же, как и «чрезвычайные экономические обстоятельства». Фактически, эти критерии вынуждают Банк Англии выполнять все прихоти Министерства финансов.
В Закон о ФРС США могут вноситься поправки простым большинством в конгрессе, и это не секрет для Федрезерва. Более того, за последние несколько лет система «сдержек и противовесов» внутри Совета управляющих Центробанка сильно стеснена тем фактом, что во время своего первого президентского срока Барак Обама имел редкую возможность назначать и смещать с должности всех представителей Совета, что позволяло ему заменять «ястребов» на «голубей». Согласно закону, ЕЦБ – наиболее независимый среди мировых ЦБ. Утомительный и сложный процесс внесения поправок в Статут – который (как часть Закона о ЕС) не может быть изменен без согласия всех стран-участниц Европейского Союза – ограждает его от политического давления. Однако вместо того, чтобы воспользоваться данным преимуществом, ЕЦБ потакает европейским политикам, все больше теряя свою независимость, подорванную в начале текущего кризиса. Центробанки Южной Европы традиционно являются частью правительства. Таким образом, представители большинства стран ЕС по умолчанию считают ЦБ «порабощенными». Учитывая, что все они имеют равное право голоса в решениях ЕЦБ (а также тот факт, что с 2008 года голосование большинством преобладает над единогласием), Центробанк стал больше напоминать Банк Италии, нежели сугубо независимый Бундесбанк. Об этом изменении свидетельствует и политика Европейского ЦБ масштабных покупок гособлигаций проблемных стран еврозоны, вынудившая двух опытных немецких банковских деятелей Германии Акселя Вебера и Юргена Штарка отказаться от своих перспективных должностей – главы Бундесбанка и старшего экономиста ЕЦБ. Независимые Центробанки становятся пережитками прошлого. Тот факт, что во многих западных странах инфляция повысилась, несмотря на глубокую рецессию последних лет, может означать, что финансовые рынки начали отвечать на эти фундаментальные изменения. Если независимость Центробанка – ключевой аспект поддержания долгосрочной ценовой стабильности, то, скорее всего, эра низкой инфляции уже завершена.
/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу