Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
О привлекательности добычи золота в Африке » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

О привлекательности добычи золота в Африке

Российские производители драгметаллов сегодня все чаще смотрят в сторону африканского континента, по мнению экспертов, среди основных причин - наличие в Африке золота на поверхности, так называемого "легкого" золота, которого в России давно уже нет
19 марта 2013 Nord Gold | Архив Юшина Яна
Российские производители драгметаллов сегодня все чаще смотрят в сторону африканского континента, по мнению экспертов, среди основных причин - наличие в Африке золота на поверхности, так называемого "легкого" золота, которого в России давно уже нет.

Активы в Западной Африке, в частности в Буркина-Фасо, присутствуют в портфеле многих международных компаний. В стране ведет геологоразведку британская Randgold Resources, добывают золото британская Avocet Mining - месторождение Inata, канадские Iamgold - Essakane и Endeavour Mining - Youga). Месторождение Bissa, принадлежащее российской Nordgold, - уже седьмой золотой рудник в африканской стране.

ПОЛИТИЧЕСКИЕ РИСКИ

Африка привлекает инвесторов даже несмотря на политические риски, которые, по словам гендиректора Nordgold Николая Зеленского, в ряде стран нисколько не выше российских. Да и в целом, как оказалось, на сегодняшний день африканские проекты компании развиваются очень динамично: например, недавно введенный в строй рудник Bissa был построен за рекордные 15 месяцев. По мнению руководства Nordgold, во многом это стало возможно от того, как организована работа иностранного бизнеса в стране.

Bissa в ближайшие годы не предвещает сложностей с точки зрения переработки руды, хотя в далеком будущем риски не исключаются. "Лет через двадцать, когда мы копнем глубже, есть вероятность, что характер руды поменяется", - говорит гендиректор Nordgold.

"Наше присутствие в Буркина-Фасо и Гвинее говорит о том, что мы тут твердо стоим на ногах", - считает Зеленский, попутно замечая, что компания тесно сотрудничает с правительствами африканских стран.

"В Африке чаще меняется горнодобывающее законодательство, в отличие от России, где законы стабильны уже много лет, включая налоговое регулирование", - говорит он, добавляя, что в то же время в России становится все сложнее найти открытые месторождения с окисленной рудой.

ОСОБЕННОСТИ РУДЫ

Геологоразведочная деятельность в Буркина-Фасо началась в 1961 году, разведывались небольшие зоны минерализации. Bissa - это часть некогда обширного геологоразведочного проекта. Основные зоны минерализации на месторождении расположены близко к поверхности, и состоят из мелко вкрапленных сульфидов.

Оба месторождения Nordgold в Буркина-Фасо - Taparko и Bissa, - представлены простыми окисленными рудами, что позволяет с легкостью извлекать золото с применением традиционных технологий, таких как CIL (уголь в растворе). Сейчас степень извлечения золота из руды на Bissa достигает 90%. Часть стратегии Nordgold – поиск аналогичных месторождений под открытую отработку, так как они требуют относительно малых затрат и работа с ними более предсказуема, чем с упорными рудами.

Окисленная руда - руда приповерхностной части сульфидных месторождений, возникшая в результате окисления первичных руд.

По словам директора по стратегическому развитию Nordgold Олега Пелевина, сырьевая база компании представлена главным образом неупорными рудами под открытую отработку. Компания рассматривает простоту добычи и переработки руды как важнейшие критерии качества месторождения наряду с объемом запасов. Подземная добыча осуществляется только на трех рудниках компании из девяти - Ирокинда и Зун-Холба в России ("Бурятзолото"), а также Суздаль в Казахстане. Технологический цикл переработки руды на большинстве предприятий имеет минимальное количество простых переделов.

На рудниках Нерюнгри и Апрелково для извлечения золота используется технология кучного выщелачивания, на Березитовом - технология CIP (уголь в пульпе), на африканских Lefa, Bissa, Taparko и российской Зун-Холбе используется метод CIL (уголь в растворе), - отмечает Пелевин.

"На руднике Ирокинда свободное золото извлекается гравитационным методом для прямой переплавки в Доре, а хвосты гравитации сгущают во флотационный концентрат, который отгружается на фабрику месторождения Зун-Холба для доработки. Предприятие Суздаль в Казахстане - единственное, которое работает с упорными рудами, для их вскрытия применяется дополнительный передел биовыщелачивания", - добавляет он.

В России сульфидные руды большей частью преобладают в Магаданской и Амурской областях, где работают такие крупные компании как Polymetal и "Петропавловск".

На месторождениях Дукат и Лунное руды состоят из жильных зон и жил кварц-сульфидного, кварц-хлорит-адулярного и кварц-родонитового характера. Для их переработки используется гравитационно-флотационная технология. Бедные руды месторождений Омолонского хаба (Биркачан, Ороч, Сопка Кварцевая) перерабатываются методом кучного выщелачивания, руды Омолона с более высокими содержаниями - с помощью технологии уголь-в-пульпе (CIP) на Кубакинской ЗИФ.

В свою очередь Polyus Gold для переработки сульфидных руд своего Олимпиадинского месторождения в Красноярском крае использует технологию окисления BIONORD, являющуюся собственной разработкой компании. В тоже время компания тестировала автоклавную технологию извлечения золота из олимпиадинской руды и получила обнадеживающие предварительные результаты.

В России сейчас требуются новые методы переработки руды, так как компании начинают разрабатывать упорные руды. Например, "Петропавловск" ведет работу по созданию автоклавного перерабатывающего хаба на Дальнем Востоке. На действующих горно-обогатительных фабриках "Пионер" и "Маломыр" дополнительно создадут две флотационных линии мощностью 2 миллиона тонн руды каждая, откуда обогащенный золотосодержащий концентрат будет поступать на автоклавное окисление и последующее извлечение металла по методу "смола в пульпе". В этом случае весь комплекс сможет переработать до 12 миллионов тонн руды в год. Резервы компании в настоящее время составляют порядка 10,25 миллиона унций, около 50% из них представлены упорными рудами.

Polymetal на чукотском месторождении Майское также имеет упорные руды, которые требуют предварительной обработки для достижения приемлемых коэффициентов извлечения золота. Именно качество руды - основная причина, поему предыдущие попытки освоения Майского заканчивались неудачей.

В апреле 2013 года на месторождении планируется запустить обогатительную фабрику. В 2013 году на Майском планируется получить 130 тысяч унций золота, а с 2014 года выйти на производство 220 тысяч унций драгметалла в год.

В Хабаровском крае Polymetal установил на Амурском ГМК 200-тонный автоклав, изготовленный японо-китайской Shanghai Morimatsu по проекту канадской компании SNC Lavalin. Автоклав станет ключевым элементом масштабного проекта компании - "Албазино-Амурск", который охватывает два предприятия: ГОК на месторождении Албазино и АГМК. В прошлом году Амурский ГМК уже дал первое золото, а его выход на проектную мощность намечен на четвертый квартал 2013 года.

СЕБЕСТОИМОСТЬ

Себестоимость производства золота у Nordgold на рудниках в России по итогам 2012 года находится в пределах 626-865 долл/унция, а средняя себестоимость производства, например, у ГК "Петропавловск" в Амурской области в прошлом году составила 740 долл/унция.

На руднике Nordgold в Буркина-Фасо (Taparko) себестоимость - 611 долл/унция, а в Гвинее (Lefa) этот показатель достиг 1184 долл/унция, что было связано с низкими содержаниями и, как следствие, невысокими производственными объемами. При этом на Bissa себестоимость оценивается в 600-700 долл/унция.

Таким образом, добыча в Африке обходится инвесторам незначительно, но все-таки дешевле, чем на российских рудниках.

ТРАНСПОРТИРОВКА

Основное преимущество золотодобычи - в отличие от угля, меди или железной руды нет необходимости создавать инфраструктуру для транспортировки конечного продукта, готовое золото легко транспортировать с рудника, например, самолетом.

Необходимое оборудование и материалы в не имеющую выхода к морю Буркина-Фасо Nordgold везет через порты соседних стран – Ганы и Кот-д'Ивуар. "Это гораздо проще, чем на многие месторождения в Сибири или на Дальнем Востоке, небо и земля", - отмечает гендиректор Nordgold.

Для транспортировке руды африканских месторождений Nordgold использует самосвалы грузоподъемностью 90 тонн, исключение составляет рудник Somita, где благодаря богатой руде достаточно 55-тонных самосвалов. На российских активах руду перевозят 55-тонники и 30-тонные Белазы на руднике Апрелково в Забайкалье.

Мало чем отличается техника Polymetal в Магаданской области: на Биркачане и Сопке Кварцевой работают те же 55-тонники, на Дукате и Лунном – 20-тонники; на Варваринском в Казахстане перевозкой руды занимаются самосвалы грузоподъемностью в 91 тонну.

ПЕРСОНАЛ

Кадровый вопрос в Буркина-Фасо стоит не так остро, как во многих западноафриканских странах. За последние десять лет в этой крохотной стране построено семь золотодобывающих рудников. Университет в Уагадугу выпускает вполне конкурентоспособных геологов, недавно открылась кафедра горных инженеров, есть и талантливые менеджеры. В Nordgold местные уроженцы работают на многих ключевых позициях – от главного геолога до руководителя представительства в Уагадугу.

Для любой компании важной частью стратегии является развитие кадрового потенциала. Так, по состоянию на 31 декабря 2011 года, в Polymetal работало 8747 человек, из которых 6497 заняты в производстве, 599 - в геологоразведке и 735 - в исследованиях, разработке, проектировании, логистике и управлении.

Основа успеха "Петропавловска" – также квалифицированные, опытные, мотивированные сотрудники, которых сегодня более 9 тысяч человек. С момента основания компания уделяла особое внимание обучению и повышению квалификации своего рабочего персонала.

/Элитный Трейдер, ELITETRADER.RU/

/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу