25 июля 2013 Эксперт Online
В то же время выручка АвтоВАЗа снизилась на 3,8% по сравнению с первым полугодием 2012 года и составила 81 млрд 416 млн рублей, валовая прибыль – 4 млрд 760 млн рублей, что на 42% ниже показателя первого полугодия 2012 года. Убыток от продаж достиг 1 млрд 928 млн рублей по сравнению с прибылью в размере 1 млрд 212 млн рублей, зафиксированных в первом квартале 2012 года. Убыток до налогообложения - 4 млрд 648 млн рублей, что в 16,2 раза больше показателя прошлого года.
Такие слабые результаты были ожидаемы, указывает управляющий директор отдела фондовых операций инвестиционной компании Concern General Invest Ацамаз Басиев. АвтоВаз обновляет модельный ряд (часть мощностей в связи с этим недозагружена, корректируется производственный план. Единственное, что оказалось хуже прогнозов, – это рост себестоимости производства (на 0,2% до 76,7 млрд руб.). К тому же слабые результаты АвтоВАЗа вызваны отраслевым спадом, добавляет заместитель начальника отдела анализа макроэкономики и конъюнктуры финансовых рынков инвестиционного департамента Промсвязьбанка Олег Шагов. Автопроизводители ограничивают выпуск машин, чтобы избежать кризиса перепроизводства в условиях сжимающегося спроса. Действительно, по данным Ассоциации европейского бизнеса в январе-июне текущего года продажи новых легковых и легких коммерческих автомобилей сократились по сравнению с аналогичным периодом прошлого года на 6%, и ситуация в отрасли до конца года вряд ли выправится. Спад производства легковых автомобилей в РФ не одномоментное явление, а формирующаяся тенденция.
Для подобных результатов на самом деле было несколько основных причин, объясняет начальник управления инвестиционных операций Ланта-Банка Олег Поддымников. Во-первых, падение продаж на 6.7% вследствие общего снижения рынка. Во-вторых, рост затрат на производство новых моделей. Lada Samara и Lada Priora продаются уже давно и пользуются меньшим спросом у покупателей, и поэтому компания действительно вынуждена ускорять обновление модельного ряда, запустив Lada Kalina второго поколения, а осенью ожидается начало продаж обновленной Priora, флагманской модели АвтоВАЗа. Замедлить падение продаж, полагает эксперт, может помочь, в том числе, рост автокредитования. В последнее время продажи автомобилей все больше зависят от развития этого сегмента. С начала года доля автомобилей, купленных в кредит выросла до 44% против 34.2% в 2012 году. Впрочем, и тут есть риски: в случае ухудшения ситуации на мировых рынках и роста ставок падение продаж автомобилей может продолжиться.
АвтоВаз в настоящее время проходит через сложный период реструктуризации и модернизации производства, ключевой задачей которого является повышение производительности труда, отмечает директор департамента управления активами и исследований рынков МФЦ Илья Сизов. К 2020 году году планируется увеличить выпуск автомобилей в 1.5 раза, до 1,1 млн. Текущие показатели убытков не стоит переоценивать - они во многом связаны с падением продаж из-за общей ситуации складывающейся в российской экономике и существенными затратами на подготовку производства новых моделей.
Противостоять негативному тренду в экономике у АвтоВаза нет возможностей, однако правительство на самом деле сейчас прикладывает достаточно усилий для улучшения макроэкономической ситуации, в том числе и возобновлением государственной программы льготного автокредитования. А вот затраты на обновление линейки выпускаемых автомобилей можно признать позитивным событием, и к концу года финансовые показатели с большой долей вероятности будут улучшаться, считает Илья Сизов.
Но когда государство спасало АвтоВАЗ в 2009 году с помощью бюджетных ресурсов, оно являлось контролирующим собственником завода, напоминает управляющий активами TNO Capital Александра Лозовая. Сейчас ситуация изменилась - контроль перешел к альянсу Renault-Nissan, хотя госкомпания Ростехнологии по-прежнему владеет блокпакетом. Изменения в капитале произошли в конце 2012 года, и согласно условиям сделки альянс Renault-Nissan инвестирует в завод 23 млрд рублей до 2014 года. То есть государство частично переложило заботу о системообразующем предприятии на плечи иностранных инвесторов, что эффективно с точки зрения управления бюджетными ресурсами. Как полагает эксперт, убыток АвтоВАЗа не является критичным, как это было в 2008-2009 годах. Тогда только долг поставщикам составлял 14 млрд рублей, а производство продукции "сложилось" вдвое. Сейчас ситуация хотя и непростая, но вопроса о банкротстве завода не стоит, прогноз по продажам на 2013 год понижен "всего" на 10% г/г, что представляется объективным с учетом слабого роста экономики. Не стоит также забывать, что на продукцию завода по-прежнему распространяются льготные программы кредитования в банках, субсидируемые из бюджета.
И все же перспективы АвтоВаза, считает Ацамаз Басиев, не радужные: еще в начале года автоконцерн прогнозировал рост продаж на уровне 2%, рост производства на 14%, и закладывал обновление модельного ряда с переходом в более дорогую ценовую категорию. Эти решения сейчас существенно ухудшают финпоказатели компании, и маловероятно, что ситуация сильно улучшится к концу года.
http://expert.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу