13 ноября 2013 Эксперт Online Журавлев Сергей
Рынок наличной иностранной валюты пережил в конце лета — начале осени необычный разогрев. Несмотря на разворот динамики реального курса рубля от снижения к росту спрос на валюту интенсивно увеличивался. В сентябре нетто-покупки наличной инвалюты достигли 2,97 млрд долларов, а за три месяца включая сентябрь — 7,1 млрд долларов. Более высокие показатели наблюдались только год назад. В августе 2012 года нетто-покупки СКВ оценивались в 3,1 млрд долларов, а за период с июля по сентябрь составили 8,3 млрд. Правда, это все же ниже месячного объема чистых продаж гражданам валюты в разгар кризиса — тогда было более 10 млрд долларов.
Тенденция дезинфляции, захватившая лето и начало осени, в октябре взяла паузу. Снизившаяся за четыре месяца на 1,4 пункта и уже, казалось бы, гарантированно попадавшая по итогам года в целевой диапазон между 5 и 6% (причем ближе к 5), в октябре инфляция в формате «за год» ускорилась до 6,3%. За этим на первый взгляд несущественным ускорением стояло довольно резвое повышение цен на продовольствие. Инфляция в этом секторе потребительских благ, по-видимому, вернулась в октябре к двузначному уровню по показателю «месяц к месяцу с сезонной очисткой».
Этот рост цен сложился из большего, чем вытекает из обычной сезонности, удорожания овощей, а также, что довольно неприятно в социальном плане, животноводческой продукции, занимающей существенную долю в рационе питания не самых обеспеченных категорий населения. Яйца подорожали на 18,2%, молочные продукты — на 2,1%, сливочное масло — на 2,7%.
Из-за осенних проливных дождей сельскохозяйственный год в целом оказался не столь благоприятным, как ожидалось. Пострадал урожай овощей, и цены на корма остаются повышенными, отставая от снижения цен на пшеницу и способствуя удорожанию молочных продуктов и яиц. В целом можно ожидать, что инфляция за 2013 уложится в целевой диапазон, более того, впервые в истории опустится ниже 6%.
Принимая в прошлую пятницу решение сохранить ключевую ставку на уровне 5,5%, Банк России отметил, что на это решение не повлияло ускорение инфляции в октябре, как вызванное немонетарными краткосрочными факторами. На продолжение политики дезинфляции регулятора «благословляет» сохраняющийся, несмотря на замедление экономического роста, невысокий уровень безработицы, незначительный «разрыв выпуска», достаточно условно и ненадежно оцениваемый с помощью эконометрических моделей, и сохраняющееся, по оценке регулятора, отсутствие устойчивого и необратимого снижения инфляционных ожиданий (правда, чем они это меряют, не вполне ясно, ведь такого инструмента, как защищенные от инфляции американские облигации, у нас пока нет).
В целом надо признать, что политика реального ужесточения денежно-кредитных условий, проводимая ЦБ, является достаточно весомым фактором циклического торможения экономики. Реальные ставки по корпоративным кредитам превышают многолетние максимумы, а ставка денежного рынка вообще находится на историческом максимуме (исключая острую фазу последнего кризиса).




Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
