28 августа 2014 Вести Экономика
Использование гидроразрыва пласта стало одной из самых выгодных технологий по добыче газа и нефти еще в прошлом веке. Но это также одна из самых спорных технологий, так как эксперты говорят о сильном загрязнении почвы и подземных вод.
Вопрос теперь в том, насколько сильные споры вспыхнут сейчас, когда такие технологии будут использоваться на большой глубине.
"Это самые сложные и суровые условия, в которых мы будем работать, - сказал инженер Halliburton Рон Дастерхофт. – Мы просто не можем позволить себе техническую заминку".
Использование гидроразрыва пласта на шельфе является частью более широкой общеотраслевой стратегии, которая позволит окупить миллиардные глубоководные разработки. Разговоры об этом шли в течение двух десятилетий, но только в последние несколько лет новые технологии и открытие новых месторождений сделали это возможным.
Процесс постепенно развивается у берегов Бразилии и Африки, а также планируются операции в Мексиканском заливе, где месторождения отдалены более чем на 100 миль от береговой линии. При этом стоимость бурения там составит почти $100 млн.
Такие дорогостоящие проекты являются благом для сервисных компаний, таких как Halliburton, Baker Hughes, Superior Energy Services и Schlumberger. А вот сами нефтяные компании, в частности Chevron, Royal Dutch Shell и BP, получат миллиарды долларов в виде дополнительных доходов в долгосрочном периоде.
Экологические проблемы
При использовании гидроразрыва пласта во время работы на шельфе грязная вода попадает обратно на буровую платформу, где она фильтруется, а затем сбрасывается обратно. По мнению компаний и регуляторов, такие действия не наносят ущерба окружающей среде.
Но критики технологий активно противодействуют такому бурению. Так, например, сейчас рассматривается вопрос о запрете использования гидроразрыва пласта в некоторых районах.
Эксперты говорят, что должна быть проведена более подробная экологическая экспертиза, так как химические вещества, используемые в ректификационной жидкости, которая потом попадет в воды океана, могут повредить экосистеме.
Судя по всему, подробных исследований влияния технологии при работе в море не проводилось.
Технические сложности
Для разработки некоторых из самых крупных месторождений в мире необходимы корабли, которые способны перевозить более 3 тыс. тонн веса в виде людей и снаряжения, включая оборудование и тонны песка.
Поскольку оборудование для работы на шельфе стало пользоваться большей популярностью, мировой флот таких судов вырос на 31% с 2007 г., свидетельствуют данные Offshore Magazine. Это сопоставимо со всеми сухопутными мощностями России.
Общая мощность насосов, используемых для глубоководного бурения, как ожидается, вырастет еще на 28% к концу 2018 г., достигнув 1,2 млн лошадиных сил.
Проблема еще и в том, что для бурения в Мексиканском заливе придется пройти плотные слои Нижней Третичной зоны. Традиционно многослойные образование должны проходиться постепенно, то есть слой за слоем для максимальной отдачи. Но Halliburton и другие компании нашли способ сэкономить время и деньги, пройдя все слои за один раз.
Более интенсивная работа означает еще большие объемы воды, песка, оборудования и самой нефти, а значит корабли нужны также больше.
"Проблемы становятся все более изощренными, - сказал аналитик Credit Suisse Джеймс Викланд. – Объемы, необходимые для работы на низших третичных слоях, огромны".
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу