30 сентября 2014 Эксперт Online Михальчук Петр
Первые данные сентября демонстрируют стабилизацию оценок текущей ситуации и рост оптимизма прогнозов в промышленности, свидетельствуют результаты опросов, проведенных Институтом экономической политики имени Гайдара. Инвестиционные планы предприятий продолжают закрепляться в положительной зоне, что говорит о повышении вероятности начала роста инвестирования в собственное производство.
Приток депозитов в банковскую систему до начала сентября оставался положительным, но не высоким, лишь компенсируя «набеги на банки» в первом квартале года. Кредитование населения остается в закономерном затухающем тренде, что хорошо сочетается со спадом на авторынке и быстро растущими неплатежами по ссудам. Упавшее практически до нуля (со снятой сезонностью) расширение кредитования предприятий последовало за всплеском начала года, когда экспортеры предпочитали не продавать валюту, замещая ее спросом на рублевые кредиты, и лишь повышение ставок ЦБ позволило изменить положение. Возможно, в сентябре наблюдалась аналогичная ситуация, когда ЦБ не поднял ставку наперекор ожиданиям, разом создав дефицит предложения валюты.
Реклама
А вот каковы прогнозы, заложенные Минфином в бюджет на следующую трехлетку. Самая приятная новость — правительство решило не вводить налог с продаж, неприятная — отменен порог для обложения зарплат отчислениями на медстрахование. Нефтегазовые доходы учтены в бюджете с формальным соблюдением бюджетного правила исходя из цены нефти 96 долларов за баррель (а также прогноза инфляции на 2015 год 5,5% и среднегодового курса 37,7 рубля за доллар). Эта консервативная оценка позволит ЦБ, как и в нынешнем году, заместить дополнительными нефтегазовыми доходами выпадающие ненефтяные доходы и источники финансирования дефицита бюджета. В текущем году с учетом улетевшего в заоблачную высь валютного курса дополнительные поступления в бюджет от нефти и газа, вероятно, превысят триллион рублей, невзирая на скромную в последнее время цену нефти в долларах и рухнувшую в сравнении с показателями кризисного 2009 года добычу газа, что позволит компенсировать тяжелые условия заимствований и мифические поступления от приватизации, постоянно включаемые в расчеты для обхода бюджетного правила.
Планируется удержать рост зарплат бюджетников на уровне инфляции (5,5% в год), что, по мнению Минфина, послужит камертоном для правильной настройки зарплат и в частном секторе. На самом деле до июля 2014-го рост зарплат в бюджетном секторе устойчиво (а в большей части периода с 2012 года — в разы) превышал их рост в частном, редко опускаясь ниже 20% в годовом сопоставлении в 2012–2013 годах, и лишь в июле нынешнего (это последние имеющиеся данные) впервые стал ниже, чем в частном секторе, — 7,6 против 9,3%.
Мораторий на передачу накопительной пенсии в управление УК, как и было объявлено ранее, сохранен; общая экономия бюджета на трансферте для покрытия связанного с этим дефицита Пенсионного фонда (и создание там профицита) составит 309,2 млрд рублей. Однако предложение Минфина не платить вновь выходящим на пенсию фиксированную часть базовой пенсии поддержано не было.
Тарифы на грузовые перевозки будут проиндексированы по ставке 10%, а не 7,5%, как вытекает из официального прогноза инфляции; в противном случае РЖД обещало в 2015 году убыток 60 млрд рублей и сокращение персонала (в качестве альтернативы Минэкономразвития обещало железнодорожникам субсидию 30 млрд рублей, но тем этого показалось мало). Все это добавит порядка 0,2 процентного пункта к инфляции 2015 года. Заявки находящихся из-за санкций в тяжелом финансовом положении «Ростнефти» и «НоваТЭКа» на получение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) будут удовлетворены, однако это пройдет не как расходы, а как реинвестирование средств ФНБ, хотя госкомпании по факту практически не платят дивидендов в бюджет. Минфин пока рассчитывает уберечь «от размещения в инфраструктурные проекты» 40% нынешнего объема ФНБ.
В реальном выражении в 2015 году (с учетом заложенного в расчеты бюджета дефлятора ВВП 7,1%) сокращаются все статьи бюджетных расходов, кроме военных и расходов на национальную экономику, куда вошли расходы на сооружение инфраструктуры, связывающей РФ с Крымом. Военные расходы в 2013–2015 годах реально растут на 35,2%, опережая фактический и прогнозируемый МЭР рост ВВП. Социальные расходы, включая здравоохранение и образование, за тот же период реально сокращаются на 20,1%.
Дефицит бюджета на весь период 2015–2017 годов запланирован в 0,6% ВВП. Финансировать его предполагается за счет размещения долговых обязательств правительства России на внутреннем и внешнем рынках. В 2015 году Минфин планирует привлечь на внутреннем рынке чуть более 1 трлн рублей, в 2016–2017 годах — 800,7 млрд и 932,7 млрд рублей соответственно. На внешних рынках в указанные три года планируется привлекать примерно по 7 млрд долларов ежегодно. Резервный фонд, как ожидается, в 2015–2017 годах не будут ни пополнять, ни тратить.
http://expert.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
Приток депозитов в банковскую систему до начала сентября оставался положительным, но не высоким, лишь компенсируя «набеги на банки» в первом квартале года. Кредитование населения остается в закономерном затухающем тренде, что хорошо сочетается со спадом на авторынке и быстро растущими неплатежами по ссудам. Упавшее практически до нуля (со снятой сезонностью) расширение кредитования предприятий последовало за всплеском начала года, когда экспортеры предпочитали не продавать валюту, замещая ее спросом на рублевые кредиты, и лишь повышение ставок ЦБ позволило изменить положение. Возможно, в сентябре наблюдалась аналогичная ситуация, когда ЦБ не поднял ставку наперекор ожиданиям, разом создав дефицит предложения валюты.
Реклама
А вот каковы прогнозы, заложенные Минфином в бюджет на следующую трехлетку. Самая приятная новость — правительство решило не вводить налог с продаж, неприятная — отменен порог для обложения зарплат отчислениями на медстрахование. Нефтегазовые доходы учтены в бюджете с формальным соблюдением бюджетного правила исходя из цены нефти 96 долларов за баррель (а также прогноза инфляции на 2015 год 5,5% и среднегодового курса 37,7 рубля за доллар). Эта консервативная оценка позволит ЦБ, как и в нынешнем году, заместить дополнительными нефтегазовыми доходами выпадающие ненефтяные доходы и источники финансирования дефицита бюджета. В текущем году с учетом улетевшего в заоблачную высь валютного курса дополнительные поступления в бюджет от нефти и газа, вероятно, превысят триллион рублей, невзирая на скромную в последнее время цену нефти в долларах и рухнувшую в сравнении с показателями кризисного 2009 года добычу газа, что позволит компенсировать тяжелые условия заимствований и мифические поступления от приватизации, постоянно включаемые в расчеты для обхода бюджетного правила.
Планируется удержать рост зарплат бюджетников на уровне инфляции (5,5% в год), что, по мнению Минфина, послужит камертоном для правильной настройки зарплат и в частном секторе. На самом деле до июля 2014-го рост зарплат в бюджетном секторе устойчиво (а в большей части периода с 2012 года — в разы) превышал их рост в частном, редко опускаясь ниже 20% в годовом сопоставлении в 2012–2013 годах, и лишь в июле нынешнего (это последние имеющиеся данные) впервые стал ниже, чем в частном секторе, — 7,6 против 9,3%.
Мораторий на передачу накопительной пенсии в управление УК, как и было объявлено ранее, сохранен; общая экономия бюджета на трансферте для покрытия связанного с этим дефицита Пенсионного фонда (и создание там профицита) составит 309,2 млрд рублей. Однако предложение Минфина не платить вновь выходящим на пенсию фиксированную часть базовой пенсии поддержано не было.
Тарифы на грузовые перевозки будут проиндексированы по ставке 10%, а не 7,5%, как вытекает из официального прогноза инфляции; в противном случае РЖД обещало в 2015 году убыток 60 млрд рублей и сокращение персонала (в качестве альтернативы Минэкономразвития обещало железнодорожникам субсидию 30 млрд рублей, но тем этого показалось мало). Все это добавит порядка 0,2 процентного пункта к инфляции 2015 года. Заявки находящихся из-за санкций в тяжелом финансовом положении «Ростнефти» и «НоваТЭКа» на получение средств из Фонда национального благосостояния (ФНБ) будут удовлетворены, однако это пройдет не как расходы, а как реинвестирование средств ФНБ, хотя госкомпании по факту практически не платят дивидендов в бюджет. Минфин пока рассчитывает уберечь «от размещения в инфраструктурные проекты» 40% нынешнего объема ФНБ.
В реальном выражении в 2015 году (с учетом заложенного в расчеты бюджета дефлятора ВВП 7,1%) сокращаются все статьи бюджетных расходов, кроме военных и расходов на национальную экономику, куда вошли расходы на сооружение инфраструктуры, связывающей РФ с Крымом. Военные расходы в 2013–2015 годах реально растут на 35,2%, опережая фактический и прогнозируемый МЭР рост ВВП. Социальные расходы, включая здравоохранение и образование, за тот же период реально сокращаются на 20,1%.
Дефицит бюджета на весь период 2015–2017 годов запланирован в 0,6% ВВП. Финансировать его предполагается за счет размещения долговых обязательств правительства России на внутреннем и внешнем рынках. В 2015 году Минфин планирует привлечь на внутреннем рынке чуть более 1 трлн рублей, в 2016–2017 годах — 800,7 млрд и 932,7 млрд рублей соответственно. На внешних рынках в указанные три года планируется привлекать примерно по 7 млрд долларов ежегодно. Резервный фонд, как ожидается, в 2015–2017 годах не будут ни пополнять, ни тратить.
http://expert.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу