10 ноября 2014 | Xiaomi
Китайский производитель гаджетов Xiaomi собирается привлечь дополнительное финансирование в размере $1,5 млрд. Если сделка, в которой хочет поучаствовать и фонд DST Юрия Мильнера, состоится, по одному из важнейших параметров оценочная стоимость Xiaomi окажется выше, чем у Apple и Samsung.
"Темная лошадка"
Разумеется, речь идет не о рыночной капитализации, ведь акции Xiaomi пока не размещены на бирже. Однако, как и в случае с любой другой закрытой компанией, привлекающей финансирование, можно примерно оценить ее стоимость: она может достигать $50 млрд. Казалось бы, до Apple с ее $639 млрд - как до звезды. Но не все так просто: сама по себе капитализация не всегда может служить основным ориентиром, если нужно оценить перспективы компании. Гораздо важнее здесь соотношение биржевой стоимости и прогнозируемого объема продаж. Если выручка сильно отстает от капитализации, это может говорить либо о том, что бизнес переоценен, либо о том, что от данного игрока ждут великих свершений. Когда речь заходит о Xiaomi, инвесторы в один голос говорят о том, что она еще не раскрыла свой потенциал. Как же выглядят показатели для Apple, Samsung, Xiaomi и других мощных компаний сектора?
Чемпион по P/S
У Apple капитализация в три раза больше прогнозируемой выручки. По оценкам экспертов, опрошенных Bloomberg, продажи подрастут на 15% по итогам этого года и составят $209,4 млрд. Капитализация, как мы уже упомянули, достигает $639 млрд. Это один из лучших результатов. У корейской Samsung соотношение составляет 0,7, у Lenovo - 0,38, у Sony - 0,30. Иными словами, стоимость Sony на бирже ($22,53 млрд) в несколько раз меньше прогнозных продаж, а основная причина заключается в том, что инвесторы не видят ясных перспектив.
По итогам очередного раунда финансирования Xiaomi будет (теоретически) стоить в 4 или даже в 5 раз больше, чем зарабатывает. По оценкам Counterpoint Research, выручка в этом году прибавит 75% и достигнет $12 млрд. Именно такая внушительная динамика и дает инвесторам повод оценивать Xiaomi более высоко, чем других преуспевающих разработчиков гаджетов. Взрывной рост выручки и прибыли наблюдается не только в 2014 г. В прошлом году чистая прибыль подскочила на 84% до $563 млн, выручка увеличилась более чем вдвое до $4,39 млрд. Ранее глава Xiaomi говорил, что компания планирует выпустить около 100 млн телефонов в 2015 г. и заработать 100 млрд юаней ($16,1 млрд) против 70-80 млрд юаней, прогнозируемых по итогам текущего года.
Ложка дегтя
Можно относиться ко всем этим расчетам с долей скепсиса: оценочная капитализация может в корне отличаться от того, что затем произойдет на бирже, а реальные доходы молодой компании по-прежнему сильно отстают от показателей, которые демонстрируют более крупные конкуренты. Наконец, можно вспомнить опыт других китайских игроков, в определенный момент резко разогнавших свой бизнес и позже упершихся "в потолок". Одна из таких компаний - Lenovo, недавно вернувшая себе третье место на рынке смартфонов уже не за счет собственных успехов, а благодаря покупке Motorola.
Уникальная модель бизнеса и экспансия
Но у Xiaomi, как говорят эксперты, есть козыри, которых не было у Lenovo. Эта компания появилась всего четыре года назад и сделала ставку на новую модель бизнеса, в рамках которой продаются небольшие партии товаров с достаточно низкой операционной маржей. Раскрутившись без лишних трат на большие тиражи, Xiaomi начала увеличивать масштаб производства. Второй отличительной особенностью стал упор на качественные гаджеты, сопоставимые не только по характеристикам, но и по качеству дизайна и сборки с топовыми моделями верхнего ценового сегмента. Наконец, получив звания "китайской Apple", Xiaomi начала активно рекламировать свою продукцию не только в Китае, но и за его пределами. Бразилия, Индия и Россия - приоритетные рынки для Xiaomi. Вот что говорят представители компании: "В течение года есть планы выйти на 10 иностранных рынков, в том числе российский. Сейчас товары компании продаются в Малайзии, Индии и Сингапуре, цены здесь близки к китайским. Выход на российский рынок в планах, это может произойти в следующем году, и цены также будут близки к китайским".
На самом деле, то, чего стоит бояться китайскому игроку, - это как раз низкая операционная маржа. То есть "цены, близкие к китайским", не лучший вариант. Xiaomi необходимо производить больше продукции с большой маржей, чтобы выручка конвертировалась в реальную прибыль и чтобы бизнес генерировал достаточно свободного дохода для дальнейших инвестиций.
Теоретически это возможно, если в арсенале помимо гаджетов появятся еще и сервисы, а смартфоны и планшеты на зарубежных рынках будут продаваться с разумной наценкой.
Интернет-ТВ для повышения рентабельности
Похоже, руководство Xiaomi все понимает: деньги, которые будут получены от инвесторов в ближайшее время, направят, в частности, на продвижение систем потокового телевидения. В КНР у китайского игрока будет много конкурентов в этой нише. Один из них - великолепный Alibaba. Но как интернет-гигант Alibaba, так и не менее тяжеловесный поисковик Baidu полагаются именно на внутренний рынок. Xiaomi с ее концепцией международной экспансии может начать продавать онлайн-телевидение на других развивающихся рынках, где Netflix и прочие представители Запада пока не раскрутились. Если всех целей удастся достичь, мы действительно увидим IPO Xiaomi и реальную капитализацию, сопоставимую с монстрами, - Apple и Samsung.
DST инвестирует в Xiaomi
Инвестиционный фонд DST Global, основанный Юрием Мильнером, может инвестировать в китайского производителя смартфонов Xiaomi. DST, как предполагается, войдет в группу других инвесторов, которые совместно намерены инвестировать в Xiaomi $1,5 млрд. В настоящее время продолжаются переговоры о сделке, в рамках которой компания оценивается в более чем $40 млрд. Это превышает рыночную капитализацию Sony и Lenovo, вместе взятых (оцениваются в $21,6 млрд и около $13,8 млрд соответственно). В августе прошлого года Xiaomi оценивалась в $10 млрд. Фонды группы DST (Digital Sky Technologies), управляющие, по оценке Forbes, активами на $3 млрд, ранее вложились в Facebook, Twitter, Zynga, Groupon, Airbnb, Alibaba и некоторые другие интернет-компании.
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу