9 декабря 2014 theguardian

Никто не знает, какие меры предпримет президент Владимир Путин, если в России разразится полномасштабный экономический кризис.
Это произойдёт, несмотря на тот факт, что Россия представляет собой страну с обширными территориями и сравнительно небольшой экономикой. На долю этой страны приходится только три процента мирового ВВП, и 70 процентов её экспорта составляют энергоресурсы.
До определённой степени структура российской экономики должна снизить риски «заражения». Испытывая недостаток в развитии современного промышленного сектора своей экономики, Россия не является жизненно важным звеном глобальной цепочки поставок.
В теории, любой другой производитель энергоресурсов мог бы восполнить недостаток поставок нефти и газа на мировом рынке, если их поток из России прервётся вследствие углубления кризиса.
Однако существует, по крайней мере, пять вариантов, по которым российский кризис может распространиться по планете.
Во-первых, нынешние проблемы России вызваны резким падением цен на сырую нефть, что довольно болезненно не только для России. Для Венесуэлы и Ирана цена на нефть ниже 70 долларов за баррель — тоже большая головная боль. Если в России начнётся настоящая катастрофа, то неизбежно должен встать вопрос: кто следующий?
Во-вторых, у России по-прежнему сохраняются тесные экономические связи с Восточной Европой, и её кризис грозит серьёзными последствиями для таких стран, как Польша, и уже «взорвавшаяся» Украина. Западная Европа тоже пострадает, если поток голубого топлива из России вдруг прекратится.
В-третьих, будет нанесён сокрушительный удар по доверию в мире. Относительно слабые экономические показатели Германии, которые страна демонстрирует с весны, могут, отчасти, объясняться мрачными настроениями бизнес-сообщества. Замедление экономического развития остальной части еврозоны тоже сыграло свою роль, но кризис в отношениях Москвы и Киева определённо усугубил ситуацию. Россия вполне может спровоцировать начало рецессии в Германии, чего, в свою очередь, будет достаточно, чтобы Европейский центробанк запустил программу по валютному стимулированию.
В-четвёртых, никто не знает, как Владимир Путин отреагирует на самый сложный экономический вызов с 1998 года. Любые последствия экономического кризиса в России будут обостряться пониманием, что её возглавляет президент, для которого в любой ситуации важнейшее значение имеет сохранение влияния в геополитической и военной сферах.
И, наконец, в-пятых. Предполагается, что финансовые риски инвесторов относительно невелики, учитывая, что общая сумма займов России со стороны иностранных банков до санкций (в марте) составляла 209 миллиардов долларов. С тех пор западные инвесторы не чувствовали себя слишком уязвимыми, и у них было достаточно времени, чтобы вывести свои деньги. Но примерно то же самое уже происходило в 1998, когда банк Barclays выдал России больше кредитов, чем какой-либо иной банк. В результате потери банка составили 250 миллионов долларов.
Финансовая структура в современном мире настолько сложна, на неё влияет так много разных факторов, что никто не может с уверенностью сказать, насколько крупными могут быть потери на этот раз.
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Жалоба
