23 декабря 2014 Вести Экономика
Господин Босворт, что вы думаете, когда может произойти повышение ставок ФРС? Каковы будут последствия, если ставку повысят в I или начале II квартала 2015-го? Я полагаю, что повышение ставок не начнется раньше июня следующего года. Если же это вдруг произойдет раньше, то это будет признаком того, что состояние экономики лучше, чем ожидалось. Если в IV квартале 2014 или I квартале 2015 года будет зафиксирован рост ВВП на уровне 3% и выше, тогда повышение ставок может произойти раньше. Но общее ожидание по-прежнему в том, что в США большие объемы неиспользуемых производственных мощностей и нет причин для того, что быстрее начать повышение ставок.
Вы можете объяснить, чем плохи низкие ставки? Сейчас вечно говорят про повышение ставок ФРС.
Я думаю, что повышение ставок будет признаком укрепления американской экономики. Без сомнения, мы и весь мир пережили ужасную рецессию, и в целях стабилизации ситуации ставки были сильно понижены. Но если экономика возвращается в нормальное состояние, то логично планировать возвращение ставок к нормальным значениям. Так что повышение ставок в следующем году будет признаком улучшения ситуации в экономике.
Если ставки поднимут, доллар продолжит расти к валютам других стран?
Да, думаю, что так и будет. На протяжении последнего года мы уже видим сильное укрепление курса доллара, и я думаю, что эта тенденция продолжится. Американская экономика довольно в неплохой форме, она укрепляется, а вот состояние экономики остального мира, на мой взгляд, слабее. В подобной ситуации люди логично переводят свои деньги в США, и поэтому я ожидаю продолжения некоторого укрепления курса доллара, но с учетом того, что курс американской валюты уже вырос сильно.
Какие вы можете назвать главные вызовы для экономики США в 2015 году?
Я думаю, что самые сильные опасения связаны с тем, что происходит в мировой экономике за пределами США. Наша экономика не может продолжать расти, если везде, кроме США, происходит ухудшение экономической ситуации. Но тем не менее состояние мировой экономики не слишком хорошее уже на протяжении последних нескольких кварталов. Экономика США выглядит довольно неплохо, но она чувствительна к замедлению других мировых экономик.
Большинство в сенате заняли республиканцы. Теперь президент и Белый дом разделены по партийной линии. Какие последствия такого расклада сил могут быть для экономики США?
Я думаю, что незначительными. Основное расхождение между политическими партиями в США заключается не в экономических вопросах. В США все, что делает правительство в спокойные времена, не имеет большого значения для экономики. Это может звучать странно, но власти не играют большой роли в экономике страны, решения по которой принимают отдельные люди. Сейчас нет никакой необходимости для каких-то активных действий правительства в экономике.
Я не думаю, что есть какие-то соглашения относительно каких-то серьезных шагов. В этой связи вспоминается конец 1990-х годов, когда было разнопартийное правительство, а состояние экономики было сильным. Тогда экономика США хорошо себя показывала. Меня вообще не беспокоит разнопартийное правительство, потому что в любом случае сейчас нет необходимости правительству что-то делать в экономике.
Какой выход вам кажется оптимальным с печально известной реформой здравоохранения?
Я думаю, что лучшим вариантом для США стал бы переход к системе здравоохранения, похожей на системы европейских стран. В этой связи я считаю хорошей идеей ликвидацию системы, при которой работникам необходимо получить страховку при помощи множества различных страховых компаний. Ей на смену должна прийти национальная система страхования, похожая больше на программу Medicare, которая уже действует для пожилых людей.
Это система под названием “система единого плательщика” при наличии одной крупной страховой компании. Но при этом поставщикам медицинских услуг по-прежнему должно разрешаться конкурировать друг с другом в предоставлении услуг. Я не вижу необходимости в государственном поставщике медицинских услуг. Проблема в США в том, что у многих людей нет страховки, поскольку она слишком дорогая и сложная.
Можно ли ожидать, что инвестбанкиры получат больше законодательных поблажек, например отмену налогов.
Нет, отмену налогов они точно не получат. Такая идея не очень популярна. Было удивительно, что во время последнего согласования бюджета они внесли пункты, обеспечивающее некоторое регулятивное послабление. Но я не думаю, что подобное может произойти снова. Я не ожидаю новых мер по сильному изменению регулятивной среды в течение ближайших месяцев.
Что вы можете сказать о последствиях упавших цен на нефть для сланцевых производителей? Сколько процентов производств остановилось? В Америке слышны их голоса?
Для нефтедобывающих компаний США это плохая новость, но для экономики США - это хорошая новость. Потребители уже видят снижение цен на топливо, и у людей высвобождаются деньги, которые они могут потратить на другие цели. Что касается нефтедобывающих компаний, компаний, занимающихся гидроразрывом пласта, то это компании, которые несут большие расходы. И снижающиеся цены на нефть на мировом рынке заставляют эти компании сокращать работу на скважинах.
Это может означать сокращение предложения американской нефти в течение ближайших 3-6 месяцев. Но производители не закроют полностью свои скважины: если цены начнут повышаться, им понадобится немного времени для того, чтобы снова вернуть их к работе. В целом я считаю, что последствия довольно умеренные для нефтедобывающих компаний США.
Позвольте вас спросить об АСЕАН. Каковы главные вызовы для АСЕАН в 2015?
Уже на протяжении нескольких десятилетий это, пожалуй, самая сильная часть мировой экономики вместе с Китаем. США сильно заинтересованы в расширении своих отношений с этой частью мировой экономики, поскольку именно оттуда идет рост. У нас традиционно крепкие экономические отношения с Европой, но сейчас регион переживает трудности, и темпы экономического роста региона замедляются. Так что я считаю логичным поворот США в сторону азиатских экономик.
Мы пытается развивать торговые отношения. Я считаю, что пока есть множество препятствий для работы в этом направлении. Первое: Китай не участвует в переговорах. И это трудность, это лишает нас определенных возможностей, поскольку Китай является крупнейшим мировым экспортером и самой важной экономикой в Азии. Группа стран АСЕАН является одной из самых сильных частей мировой экономики. У этих стран довольно быстрый рост экономики, у них растущий средний класс, и их перспективы являются очень радужными. Конечно, США хотели бы иметь связь с быстрорастущими мировыми экономиками вроде этих.
Можете выделить одну или несколько стран, которые играют главную роль в АСЕАН с экономической точки зрения?
Я думаю, что Сингапур выделяется и играет очень важную роль, но это очень небольшая экономика. Также можно выделить Индонезию и Таиланд: это очень крупные экономики с точки зрения размера населения. Одно из преимуществ стран АСЕАН состоит в том, что ни одна страна не доминирует в ассоциации. Все эти страны находятся примерно на одинаковом уровне развития, у них похожие интересы, что облегчает внутренний переговорный процесс и объясняет успешную работу в качестве группы стран.
Возможно, они бы хотели небольшого участия США в качестве противовеса Китаю. Но им приходится работать и с США, и с Китаем. Я думаю, что пока у них это очень хорошо получается, и у них очень хорошие экономические перспективы.
Что можете сказать о свободной торговле внутри организации?
Я думаю, что есть возможности для соглашения о свободной торговле между странами АСЕАН. Больше вопросов, на мой взгляд, связано с возможностью Трансатлантического соглашения. И сейчас мне кажется, что это соглашение находится в заложниках у политической ситуации в США. Если в США не будут обеспечены законодательные условия для создания ведомства ускоренного рассмотрения, то есть для детального обсуждения и быстрого одобрения соглашения президентом и конгрессом, тогда вряд ли какая-либо азиатская страна захочет вести переговоры с США, потому что это будет слишком рискованно.
Никто не хочет застрять на каком-нибудь разногласии между президентом и конгрессом. Сейчас большой вопрос в согласовании президентом и конгрессом ведомства ускоренного рассмотрения: если его не будет, то тогда я не думаю, что эта конкретная версия торгового соглашения получит какое-либо развитие.
Как по-вашему, что ждет российскую экономику и какие возможные выходы из нынешней ситуации?
Я думаю, что проблема России в зависимости страны от нефти. Поэтому падение нефти означает серьезный кризис для России. Курс рубля очень сильно упал. Я думаю, что российские компании, которые работают вне нефтяной сферы, должны бы быть более конкурентоспособными на мировом рынке. Проблема в том, что таких компаний немного. У России нет сильного экспортного сектора кроме нефтяной сферы. В то же время Россия сильно зависит от импорта многих потребительских товаров, особенно из Европы, что будет обходиться стране гораздо дороже в будущем.
Проблема России в грядущем сильном снижении доходов на фоне снижения цен на нефть. А со снижением курса национальной валюты подорожают все импортные товары. Существует риск очень высокой инфляции. Конечно, попытки Центробанка повысить ставки могут поддержать стоимость российского рубля, но они окажут давление на российскую экономику в целом. Люди не смогут занять деньги, вкладывать новые инвестиции, а это очень важно для России в текущий период времени. Так что сейчас хороших вариантов нет. Жаль, что раньше не были предприняты меры для диверсификации экономики, а теперь перспектив хорошего выбора в ближайший год нет.
http://www.vestifinance.ru/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу