24 августа 2008 Архив
Американский экспорт сейчас растет быстрее, чем китайский, помогая ослабить напряжения в мировой экономике
За последние десять лет мировую экономику зажали в тисках нарастающие дисбалансы, в основном это дефицит текущего счета США и профицит Китая - самые крупные дисбалансы в мире. Сейчас нет повода радоваться состоянию мировой экономики, но, по крайне мере, она становится более сбалансированной. Нормализуются не только торговые балансы Америки и Китая, но и структура роста внутри стран. Впервые за многие годы объем экспорта в Китае растет медленнее, чем в США. За 12 месяцев до июня экспорт в Америке вырос на 23%, тогда как в Китае всего на 17% (в долларах). Объемы экспорта демонстрируют аналогичную тенденцию. В Китае объемы во втором квартале увеличились на 11% за год, тогда как в Америке на 12%. Экономист Standard Chartered Стивен Грин прогнозирует, что темпы роста реального экспорта в Китае снизятся до нуля к концу этого года, а в следующем году уйдут на отрицательную территорию.
В июле китайский экспорт подскочил на 27% по сравнению с показателем прошлого года, но это не сильно меняет картину. Помесячные данные по торговле в Китае крайне волатильны, и если значения экспорта перевести в юани, то окажется, что темпы роста резко сократились до среднего значения 12% за последние три месяца по сравнению с 35% в начале 2005 года. Между тем, рост импорта ускорился за последний год, что частично обусловлено ростом счетов за нефть. В результате, профицит торгового баланса Китая в юанях за первые семь месяцев этого года уменьшился почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом в 2007 году. Даже в долларовом эквиваленте он потерял 10%. Это не значит, что в этом году следует ждать резкого сокращения профицита текущего счета в Китае. В долларовом исчислении он, скорее всего, останется на тех же высоких уровнях, что и в 2007 году, так как рост дохода от многочисленных иностранных активов страны компенсирует сокращение профицита торгового баланса. Однако его доля в ВВП резко уменьшится, так как экономика Китая растет стремительными темпами. Грин прогнозирует, что профицит текущего счета составит 9% от ВВП в 2008 году и 7% - в 2009 по сравнению с 11% в прошлом году. Поэтому Китай сможет заявить, что его профицит резко сократился, даже если критики в Америке и других странах продолжат утверждать, что в долларах он едва сдвинулся с места. Однако никто не может поспорить с тем, что экспорт Китая растет гораздо медленнее, чем сама экономика (которая скачает со скоростью 20% в исчислении в юанях). Все это происходит в тот момент, когда снова завелась американская экспортная машина, что может поспособствовать смягчению торговых дисбалансов.
В свою очередь, в Америке общий дефицит торгового баланса лишь немного сократился из-за увеличения стоимости импорта нефти. Но общее улучшение впечатляет гораздо сильнее. Без учета нефти, дефицит торгового баланса с 2006 года сократился почти на четверть. Пока рос экспорт, реальный импорт упал на 2% г/г во втором квартале под воздействием ослабления внутреннего спроса. Если цены на нефть продолжат падать, то во второй половине года общий дефицит торгового баланса будет сокращаться быстрее, чем в первой. Общий дефицит текущего счета Америки сократился до 5% от ВВП с максимума 6.2% в третьем квартале 2006 года. Merrill Lynch прогнозирует, что в 2009 году дефицит может упасть до 3.5% от ВВП. В какую сторону не посмотри, история одна и та же: Экспорт Америки в Китай в первом полугодии вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом в 2007 году, тогда как импорт из Китая увеличился всего на 4%. Однако общая стоимость импортируемых товаров из Китая для Америки настолько высока - в четыре раза выше, чем экспорт - что рост экспорта не подпортил общий показатель дефицита торгового баланса с Китаем. Изменение моделей, сокрытое за ширмой общих показателей, тяжело уловить.
Все приветствуют олимпийских покупателей Китая
Что привело к подобным изменениям? Одним из факторов является подешевевший доллар; до восстановления этим летом валюта с тех пор, как достигла своего пика в 2002 году, потеряла почти четверть своей стоимости на реальной взвешенной по торговле основе. Это не только сделало американский экспорт более конкурентоспособным, но и снизило привлекательность импорта в Америку. Однако, возможно, еще большую важность представляют изменения внутренних расходов. Реальный внутренний спрос Америки в течение последнего года почти перестал расти, тогда как китайский спрос увеличился на 10%: китайцы перехватили эстафетную палочку у затормозивших американских потребителей. В долларовом исчислении, которое лучше оценивает способность Китая покупать импортные товары, увеличение внутренних расходов составило вопиющие 33%. Чтобы восстановить равновесие в мире требуется не только перераспределение роста внутри стран, но и между странами. До прошлого года стимулом экономического роста Америки был неустойчивый потребительский бум. Сейчас поддержку ему полностью оказывает внешний спрос. Если бы не рост чистого экспорта, то реальный ВВП сильно сократился бы с третьего квартала 2007 года.
Между тем, потребительские расходы в Китае сейчас растут быстрее экспорта. Номинальные розничные продажи в июле выросли на 23% в годовом исчислении, а реальные - на 16%. Пекинская исследовательская компания Dragonomics подсчитала, что в первой половине 2008 года потребление составило 2/3 от роста ВВП Китая по сравнению с 44% в 2007 году. В Америке низкие потребительские расходы, скорее всего, продолжат оказывать давление на импорт в течение ближайшей пары лет. Предвосхищая нелегкие времена впереди, розничные продажи страны в июле впервые зафиксировали отрицательное значение за пять месяцев. Не до конца ясно то, что может способствовать сохранению уверенной динамики американского экспорта, учитывая недавнее восстановление доллара и замедление экономического роста в остальных странах мира.
По многим оценкам доллар остается дешевым, что продолжит оказывать поддержку продажам американских товаров за границу. Замедление роста в остальных странах вызывает более серьезное беспокойство. Экономика Японии во втором квартале сократилась на 2.4% в годовом исчислении после сильного роста в первом квартале. Рост в Еврозоне также, похоже, подошел к своему логическому завершению. Но на оба эти региона приходится только около 20% всего экспорта Америки. Гораздо большую важность представляют развивающиеся экономики, которые сейчас приобретают более половины экспортных товаров страны. Экономический рост в развивающихся странах, скорее всего, замедлится в течение ближайшего года. Но, что более существенно для американского экспорта, так это рост внутреннего спроса и, следовательно, аппетит этих стран к импортным товарам. Goldman Sachs прогнозирует, что реальный внутренний спрос в четырех странах БРИК (Прим. Profinance.ru: Бразилия, Россия, Индия и Китай) в следующем году вырастет более чем на 9%, т.е. приблизительно так же, как и в 2007 и 2008 гг. Если это окажется правдой, то это будет хорошо для американских экспортеров.
Но несмотря на все улучшения, торговые дисбалансы по-прежнему очень велики. Тот факт, что с середины июля Китай перестал позволять юаню укрепляться против доллара, вызывает беспокойство (действительно, с тех пор валюта подешевела на 1%). Кроме того, Китай увеличил некоторые налоговые льготы для экспортеров. Бред Сетсер из Совета по международным отношениям США считает, что если Китай попытается стимулировать рост ВВП за счет поддержки экспорта, то это затруднит выравнивание мирового баланса. Вместо этого, Китай, обладающий профицитами бюджета и текущего счета, должен поддержать рост с помощью дальнейшего симулирования внутреннего спроса. Это означает увеличение расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение. На самом деле, взвешенный по торговле курс юаня не вырос в течение последнего месяца, но валюта по-прежнему недооценена и нуждается в дополнительном укреплении. Сетсер считает, что на фоне роста цен на нефть и вялого американского спроса, профицит торгового баланса в Китае должен был сократиться гораздо сильнее. Аналогично, кто-то может сказать, что без больших налоговых вычетов, которые подержали потребительские расходы, дефицит Америки продолжил бы сокращаться. Для дальнейшего восстановления баланса в мире Америке необходимо продолжать сберегать больше, а Китаю - меньше.
По материалам The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу
За последние десять лет мировую экономику зажали в тисках нарастающие дисбалансы, в основном это дефицит текущего счета США и профицит Китая - самые крупные дисбалансы в мире. Сейчас нет повода радоваться состоянию мировой экономики, но, по крайне мере, она становится более сбалансированной. Нормализуются не только торговые балансы Америки и Китая, но и структура роста внутри стран. Впервые за многие годы объем экспорта в Китае растет медленнее, чем в США. За 12 месяцев до июня экспорт в Америке вырос на 23%, тогда как в Китае всего на 17% (в долларах). Объемы экспорта демонстрируют аналогичную тенденцию. В Китае объемы во втором квартале увеличились на 11% за год, тогда как в Америке на 12%. Экономист Standard Chartered Стивен Грин прогнозирует, что темпы роста реального экспорта в Китае снизятся до нуля к концу этого года, а в следующем году уйдут на отрицательную территорию.
В июле китайский экспорт подскочил на 27% по сравнению с показателем прошлого года, но это не сильно меняет картину. Помесячные данные по торговле в Китае крайне волатильны, и если значения экспорта перевести в юани, то окажется, что темпы роста резко сократились до среднего значения 12% за последние три месяца по сравнению с 35% в начале 2005 года. Между тем, рост импорта ускорился за последний год, что частично обусловлено ростом счетов за нефть. В результате, профицит торгового баланса Китая в юанях за первые семь месяцев этого года уменьшился почти на 20% по сравнению с аналогичным периодом в 2007 году. Даже в долларовом эквиваленте он потерял 10%. Это не значит, что в этом году следует ждать резкого сокращения профицита текущего счета в Китае. В долларовом исчислении он, скорее всего, останется на тех же высоких уровнях, что и в 2007 году, так как рост дохода от многочисленных иностранных активов страны компенсирует сокращение профицита торгового баланса. Однако его доля в ВВП резко уменьшится, так как экономика Китая растет стремительными темпами. Грин прогнозирует, что профицит текущего счета составит 9% от ВВП в 2008 году и 7% - в 2009 по сравнению с 11% в прошлом году. Поэтому Китай сможет заявить, что его профицит резко сократился, даже если критики в Америке и других странах продолжат утверждать, что в долларах он едва сдвинулся с места. Однако никто не может поспорить с тем, что экспорт Китая растет гораздо медленнее, чем сама экономика (которая скачает со скоростью 20% в исчислении в юанях). Все это происходит в тот момент, когда снова завелась американская экспортная машина, что может поспособствовать смягчению торговых дисбалансов.
В свою очередь, в Америке общий дефицит торгового баланса лишь немного сократился из-за увеличения стоимости импорта нефти. Но общее улучшение впечатляет гораздо сильнее. Без учета нефти, дефицит торгового баланса с 2006 года сократился почти на четверть. Пока рос экспорт, реальный импорт упал на 2% г/г во втором квартале под воздействием ослабления внутреннего спроса. Если цены на нефть продолжат падать, то во второй половине года общий дефицит торгового баланса будет сокращаться быстрее, чем в первой. Общий дефицит текущего счета Америки сократился до 5% от ВВП с максимума 6.2% в третьем квартале 2006 года. Merrill Lynch прогнозирует, что в 2009 году дефицит может упасть до 3.5% от ВВП. В какую сторону не посмотри, история одна и та же: Экспорт Америки в Китай в первом полугодии вырос на 20% по сравнению с аналогичным периодом в 2007 году, тогда как импорт из Китая увеличился всего на 4%. Однако общая стоимость импортируемых товаров из Китая для Америки настолько высока - в четыре раза выше, чем экспорт - что рост экспорта не подпортил общий показатель дефицита торгового баланса с Китаем. Изменение моделей, сокрытое за ширмой общих показателей, тяжело уловить.
Все приветствуют олимпийских покупателей Китая
Что привело к подобным изменениям? Одним из факторов является подешевевший доллар; до восстановления этим летом валюта с тех пор, как достигла своего пика в 2002 году, потеряла почти четверть своей стоимости на реальной взвешенной по торговле основе. Это не только сделало американский экспорт более конкурентоспособным, но и снизило привлекательность импорта в Америку. Однако, возможно, еще большую важность представляют изменения внутренних расходов. Реальный внутренний спрос Америки в течение последнего года почти перестал расти, тогда как китайский спрос увеличился на 10%: китайцы перехватили эстафетную палочку у затормозивших американских потребителей. В долларовом исчислении, которое лучше оценивает способность Китая покупать импортные товары, увеличение внутренних расходов составило вопиющие 33%. Чтобы восстановить равновесие в мире требуется не только перераспределение роста внутри стран, но и между странами. До прошлого года стимулом экономического роста Америки был неустойчивый потребительский бум. Сейчас поддержку ему полностью оказывает внешний спрос. Если бы не рост чистого экспорта, то реальный ВВП сильно сократился бы с третьего квартала 2007 года.
Между тем, потребительские расходы в Китае сейчас растут быстрее экспорта. Номинальные розничные продажи в июле выросли на 23% в годовом исчислении, а реальные - на 16%. Пекинская исследовательская компания Dragonomics подсчитала, что в первой половине 2008 года потребление составило 2/3 от роста ВВП Китая по сравнению с 44% в 2007 году. В Америке низкие потребительские расходы, скорее всего, продолжат оказывать давление на импорт в течение ближайшей пары лет. Предвосхищая нелегкие времена впереди, розничные продажи страны в июле впервые зафиксировали отрицательное значение за пять месяцев. Не до конца ясно то, что может способствовать сохранению уверенной динамики американского экспорта, учитывая недавнее восстановление доллара и замедление экономического роста в остальных странах мира.
По многим оценкам доллар остается дешевым, что продолжит оказывать поддержку продажам американских товаров за границу. Замедление роста в остальных странах вызывает более серьезное беспокойство. Экономика Японии во втором квартале сократилась на 2.4% в годовом исчислении после сильного роста в первом квартале. Рост в Еврозоне также, похоже, подошел к своему логическому завершению. Но на оба эти региона приходится только около 20% всего экспорта Америки. Гораздо большую важность представляют развивающиеся экономики, которые сейчас приобретают более половины экспортных товаров страны. Экономический рост в развивающихся странах, скорее всего, замедлится в течение ближайшего года. Но, что более существенно для американского экспорта, так это рост внутреннего спроса и, следовательно, аппетит этих стран к импортным товарам. Goldman Sachs прогнозирует, что реальный внутренний спрос в четырех странах БРИК (Прим. Profinance.ru: Бразилия, Россия, Индия и Китай) в следующем году вырастет более чем на 9%, т.е. приблизительно так же, как и в 2007 и 2008 гг. Если это окажется правдой, то это будет хорошо для американских экспортеров.
Но несмотря на все улучшения, торговые дисбалансы по-прежнему очень велики. Тот факт, что с середины июля Китай перестал позволять юаню укрепляться против доллара, вызывает беспокойство (действительно, с тех пор валюта подешевела на 1%). Кроме того, Китай увеличил некоторые налоговые льготы для экспортеров. Бред Сетсер из Совета по международным отношениям США считает, что если Китай попытается стимулировать рост ВВП за счет поддержки экспорта, то это затруднит выравнивание мирового баланса. Вместо этого, Китай, обладающий профицитами бюджета и текущего счета, должен поддержать рост с помощью дальнейшего симулирования внутреннего спроса. Это означает увеличение расходов на инфраструктуру, образование и здравоохранение. На самом деле, взвешенный по торговле курс юаня не вырос в течение последнего месяца, но валюта по-прежнему недооценена и нуждается в дополнительном укреплении. Сетсер считает, что на фоне роста цен на нефть и вялого американского спроса, профицит торгового баланса в Китае должен был сократиться гораздо сильнее. Аналогично, кто-то может сказать, что без больших налоговых вычетов, которые подержали потребительские расходы, дефицит Америки продолжил бы сокращаться. Для дальнейшего восстановления баланса в мире Америке необходимо продолжать сберегать больше, а Китаю - меньше.
По материалам The Economist
/templates/new/dleimages/no_icon.gif (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу