1 января 2015 Вести Экономика
Тема стоимости углеводородов, а также доступа к ним, красной нитью прошла через весь 2014 г. Одной из главных тем также стал украинский кризис и последовавшие за ним антироссийские санкции со стороны США, ЕС и ряда союзных им стран.
Обвал нефти
Во второй половине года на рынке нефти произошло одно из самых стремительных падений за последние 30 лет. Котировки упали с уровней $106 и $112 за баррель по маркам WTI и Brent, показанным в июне 2014 г., до отметок в $53 и $56 за баррель по маркам WTI и Brent к 31 декабря.
Таким образом, к концу года биржевая стоимость нефти упала на 50% и оказалась на своих минимальных значениях с 2008 г. Быстрее, чем в 2014 г., стоимость нефти падала лишь в середине 80-х и начале 90-х гг XX века. Основным аргументом в пользу падения биржевых котировок остается избыточное предложение на мировом рынке нефти.
Обесценивание нефти привело к серьезным проблемам в экономиках стран, большую долю в источниках доходов занимает экспорт углеводородов. В нефтяных компаниях различных стран начались масштабные сокращения капитальных затрат.
"Сделка века" между Россией и Китаем
21 мая 2014 г. в Шанхае российский "Газпром" и китайская CNPC подписали долгосрочный договор о поставках природного газа. Данный контракт назвали сделкой века. Общая стоимость газа по заключенному контракту составит $400 млрд. В течение 30 лет планируются поставки в размере 38 млрд куб. м газа в год с возможным увеличением до 60 млрд куб. м в год. Кроме того, большой контракт был также подписан между "Ямал-СПГ" и CNPC.
Многие как в России, так и на Западе отметили, что укрепление сотрудничества с Китаем, в том числе в сфере энергетики, является одним из ключевых стратегических направлений для России – особенно в условиях обострения отношений с Европой и санкционного давления западных стран.
Китайские эксперты заявили, что экономическое сотрудничество с Россией для Китая – это естественный и закономерный процесс.
Санкции Запада против ведущих сырьевых компаний России
В 2014 г. кризис на Украине привел к самому серьезному ухудшению отношений между Россией и странами Запада, а также их союзниками. После государственного переворота, произошедшего на Украине в 2014 г., пришедшие к власти, а также резко набравшие популярность националистические группировки прибегли к политике угроз и давления в отношении пророссийски настроенного населения страны.
После проведения референдума и подписания декларации о независимости Автономной Республики Крым и города Севастополя, а также появления Донецкой и Луганской народных республик, граждане которых также выразили несогласие с курсом новых властей Украины на интеграцию в ЕС и НАТО, Россия начала оказывать гуманитарную поддержку гражданам, отказавшись при этом от прямого военного вмешательства во внутренние дела Украины.
США, ЕС и ряд других стран (в частности, Австралия, Канада, Япония, Швейцария) начали последовательно принимать ограничительные меры в отношении ведущих российских компаний, в том числе топливно-энергетического сектора, в частности в отношении "Газпрома", "Роснефти", "Газпромнефти" и ряда других компаний.
Примененные санкции ограничили возможности российских компаний по привлечению долгосрочных кредитов на рынках капитала США и ЕС, а также ограничили для них поставки нефтегазового оборудования из США и ЕС и оказание сервисных услуг по разведке и разработке нетрадиционных месторождений нефти на арктическом шельфе России. Негативный эффект от санкций в полной мере ощутили на себе ряд крупнейших нефтегазовых компаний, которые вели сотрудничество с Россией по ряду направлений, в частности в Арктике.
Энергетический кризис на Украине
Вопрос энергетической безопасности Украины после резкого ухудшения отношений новых властей страны с Россией, а также в связи с нехваткой собственных запасов угля, газа и атомного топлива для энергогенерации, в конце 2014 г. встал особенно остро.
Испытывая трудности в переговорном процессе с Донецкой народной республикой и Луганской народной республикой, на территориях которых сосредоточены довольно большие угледобывающие мощности, Киев в конце 2014 г. пошел на эксперименты с покупкой угля у таких стран, как Австралия и ЮАР.
Всего за несколько месяцев поставки южноафриканского угля завершились скандалом и арестом. При этом, в очередной раз демонстрируя антироссийский вектор своей политики, украинские власти также заключили договор по поставке ТВЭЛ американской компании Westinghouse для обеспечения работы украинских АЭС.
Кроме того, в планах Киева также закупка урана у Австралии. С наступлением зимы власти, однако, столкнулись с менее радужной реальностью в виде отсутствия возможностей по обеспечению электроэнергией городов Украины. Во многих городах Украины начались веерные отключения электричества.
При этом новые украинские власти решили взять в заложники собственных проблем Республику Крым, несколько раз полностью приостанавливая поставки уже оплаченной электроэнергии в Крым.
Отказ от строительства "Южного потока", договор России с Турцией
Строительство газопровода "Северный поток" позволило России и Германии избежать труднопрогнозируемых рисков в виде воровства газа при поставках через территорию Украины. Строительство "Южного потока" позволило бы свести данные риски к минимуму, существенно сократив объемы транзитных поставок газа из России в ЕС через Украину.
Однако в руководстве ЕС решили занять неконструктивную позицию по данному вопросу, приняв ограничительные по своему характеру законодательные меры, которые содержатся в так называемом Третьем энергопакете. Кроме того, отдельные страны ЕС – в частности Болгария – также приняли решение действовать в рамках наднациональных интересов ЕС и советов со стороны США. В результате российские власти приняли решение об отказе от строительства газопровода "Южный поток".
Об этом в ходе официального визита в Турцию объявил президент России Владимир Путин. В рамках визита были подписаны договоренности о строительстве нового газопровода через Черное море, увеличении поставок газа по трубопроводу "Голубой поток" из России в Турцию, а также о создании крупного газового хаба на территории Турции в дальнейшем.
Раскол Ирака, Исламское государство, Курды
В июне 2014 г. боевики радикальной группировки "Исламское государство Ирака и Леванта" (ИГИЛ), до этого осуществлявшие террористическую деятельность на территории Сирии, вторглись в Северный Ирак. В результате быстрого продвижения им удалось захватить ряд нефтяных месторождений. Прибыли от продажи нефти сделали ИГИЛ, сменившую свое название на "Исламское государство" (ИГ), одной из самых богатых террористических группировок в мире.
При этом ослабление центральной власти в Ираке также привело и к усилению позиций курдов, лидеры которых в открытую заговорили о необходимости образования собственного государства и впервые начали официальные поставки нефти в США.
Дезинтеграция нефтяной отрасли Ливии
Развал нефтяного сектора Ливии, которая не так давно занимала одно из ведущих мест по добыче нефти в Африке (наряду с Нигерией и Анголой), в 2014 г. стал набирать обороты. Вакуум центральной власти, появившийся в 2011 г. после проведения операции со стороны НАТО по уничтожению ливийского правительства и вооруженных сил страны во главе с Муаммаром Каддафи, с каждым годом только усиливается. Борьба за контроль над нефтяными месторождениями между различными вооруженными группировками, в том числе исламистского толка, неподконтрольных властям в Триполи, переметнулась на крупнейшие нефтяные порты страны.
Помимо резкого снижения уровней добычи – вплоть до 1/10 от предвоенных уровней – наглядным примеров происходящего в нефтяном секторе страны стали бои между исламскими боевиками и ливийской "Гвардией защиты нефтяных объектов" в Эс-Сидре – крупнейшем экспортном нефтяном терминале Ливии. В результате боев загорелись нефтяные резервуары общей емкостью 6,2 млн баррелей. По сообщениям ливийских властей, в ходе пожара было уничтожено свыше 850 тыс. баррелей нефти.
Переоценка запасов сланцевой нефти в США
В мае 2014 г. американские власти существенно пересмотрели оценки по промышленным запасам извлекаемой сланцевой нефти в формации Монтерей в штате Калифорния. Прежние оценки были снижены на 96% – 13,7 млрд баррелей до 600 млн баррелей нефти. В результате этого общий объем запасов промышленной нефти в США сократился на 39%. Информация об этом была опубликована в Reuters, Bloomberg, Los Angeles Times и ряде других СМИ. Со стороны Управления по энергетической информации при Министерстве энергетики США (EIA) прозвучали следующие комментарии:
“С учетом собранной информации мы не видим доказательств того, что добыча нефти в данном регионе является очень продуктивной с использованием таких технологий, как гидроразрыв пласта. В результате наши прежние оценки по добыче нефти, а также скудные знания по геологическим различиям среди нефтяных месторождений привели к ошибочным прогнозам и оценкам”.
Ряд экспертов также отметили, что разработка сланцевых месторождений в других регионах США уже привела к повышению сейсмической активности. В этой связи добыча нефти в Калифорнии схожими методами, а также с учетом особенностей геологической формации Монтерей, отмеченных в EIA, не позволяет добиться схожих результатов, которые были показаны в других регионах США.
Обвал цен на железную руду
Котировки железной руды в 2014 г. продемонстрировали сходное по своей величине падение с произошедшим обвалом на рынке нефти. Стартовав в январе на уровне $134 за метрическую тонну, к концу декабря цены упали до отметки $71 за метрическую тонну. 23 декабря котировки протестировали значения ниже $67 за метрическую тонну, тем самым достигнув минимальной отметки с июня 2009 г. Основным фактором снижения стало снижение потребления стали со стороны Китая, а также избыток предложения, сложившийся на рынке железной руды.
Многие компании горнорудного сектора столкнулись с серьезными проблемами, будучи вынужденными списывать обесценившиеся активы, а также идти на радикальное сокращение своих издержек. При этом серьезно пострадала экономика Австралии, которая находится в зависимом положении от экспорта железной руды. Власти страны пошли на серьезное сокращение госрасходов.
Экспорт СПГ из США утратил конкурентоспособность
В самом конце 2014 г. стало очевидно, что обвал нефтяных котировок оказал существенное влияние не только на позиции нефтяного сектора, но также привел к непредвиденным последствиям и по другим направлениям топливно-энергетического комплекса.
Американские компании, рассчитывавшие на масштабные инвестиции по созданию СПГ-терминалов для экспорта СПГ из США, столкнулись с "усилением неопределенности в вопросе экономического обоснования" данных проектов. Об этом одной из первых заявила компания Excelerate Energy, объявившая о приостановке проекта по строительству первого плавучего СПГ-терминала в США в бухте Лавака на побережье штата Техас.
Контракты по СПГ из США привязаны к ценам на газ в "Генри Хаб" (Henry Hub) – крупнейшем распределительном хабе в США. При этом конкурирующие проекты в Австралии, Катаре и ряде других стран привязаны к ценам на нефть. При котировках свыше $100 за баррель экспорт СПГ из США имел определенные преимущества, однако на фоне произошедшего обвала цен данные преимущества были нивелированы. С проблемой потери конкурентоспособности также столкнулись проекты по экспорту СПГ в Канаде.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу