Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Группа ГАЗ: выход из кризиса - только новый продукт » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Группа ГАЗ: выход из кризиса - только новый продукт

19 марта 2015 Вести Экономика
"Группа ГАЗ" в прошлом году продала дополнительно не менее 20% автомобилей. Помогла программа утилизации, возобновленная правительством в сентябре. Об этом в эксклюзивном интервью рассказал президент компании Вадим Сорокин.

Вадим Николаевич, Минфин уже утвердил выделение 5 миллиардов рублей дополнительно на программу утилизации. А насколько эффективными окажутся эти средства и насколько эффективной была программа утилизации, которую запустили в конце 2014 года?

- Программа утилизации 2014 года определенно нам помогла. Если посмотреть на рынок 2014 года и на объем продажи техники, то очевидно было, что последние 3 месяца это был определенный бум. Я думаю, что мы дополнительно продали не менее 20% автомобилей. Программа утилизации по I кварталу соответственно улучшила несколько ситуацию и позволила смягчить переход от ажиотажного спроса, который в результате реализации программы в IV квартале был для того, чтобы усилить или увеличить спрос на нашу автомобильную технику в I квартале.

Я думаю, что и продление этой программы на II квартал также нам поможет. С другой стороны, мы бы сегодня просили или считала целесообразным активизировать субсидирование лизинга. Смотрите, он упал практически с 5% до 8%. Мы бы считали, что необходимо субсидирование кредитов под покупку автомобильной техники. Этого сегодня тоже практически нет.

- Минпромторг предлагает выделить 3,5 миллиарда рублей на льготное автокредитование и операционный лизинг. Насколько эти меры помогут увеличить продажи?

- Мы работаем на коммерческом рынке. Коммерческий рынок, он развивается несколько на других условиях. То есть это не продажа легковых автомобилей, где решение покупать или не покупать свой автомобиль гражданин принимает сам, в зависимости от уровня его доходов и уверенности в завтрашнем дне.

Мы работаем на коммерческом рынке, где покупка автомобиля - это вопрос инвестиций. Так же как завод рассматривает этот вопрос – покупать им новый станок или не покупать. Тогда, когда он увидит, что у него объем продукции растет, он идет, покупает новый станок. Когда наш клиент видит, что у него растет объем закупок и заказов на транспортные перевозки, он идет и покупает новый автомобиль "ГАЗель".

В сегодняшней ситуации, постольку поскольку он не понимает, что происходит вообще на рынке, он из 10 "ГАЗелей", которые у него есть, пять продает, на пяти работает. Поэтому нужны меры по стимулированию самого рынка, по развитию всей экономики. Тогда будет спрос и на автомобили. А пока мы решаем локальные задачи, как сделать так, чтобы, как создать условия, чтобы тот или иной владелец автомобиля старый автомобиль заменил на новый.

- Из-за девальвации рубля подорожала стоимость комплектующих. А насколько подорожали госконтракты, которые были заключены ранее и какие из них вы будете пересматривать?

- Сегодня стоимость, конечно, увеличилась. Увеличилась по следующим причинам. Во-первых, металлургия. Вы понимаете, что они подняли цену примерно на 50-60% в зависимости от типа стали. Второе. В ряде случаев заказчик сразу оговаривал тип двигателя, коробку переменных передач и мост и предусматривал, что это будут импортные комплектующие. Сегодня они все подрожали пропорционально изменению к валютным курсам.

Это как раз та ситуация, когда и заказчик, и поставщик должны находить решение. С одной стороны, есть федеральные законы, которые говорят о том, что если ты не выполняешь, ты получаешь штрафные санкции, но и если эти контракты выполнять, компания обанкротится. Это не нужно ни тому ни другому. То есть мы должны находить решение. И государство должно понять эту проблему и найти решение.

- Недавно центробанк снизил ключевую ставку на 1%. Сейчас она составляет 14%. Ну а какой уровень ключевой ставки будет компромиссным и нормальным для автомобильной отрасли?

- Конечно, это сигнал определенный рынку о том, что ситуация в экономике стабилизируется. Но этого совершенно недостаточно. На мой взгляд, это должно быть на уровне там 9-10%.

- Насколько в этом году поставщики могут поднять и уже подняли цены и как это отразится на ценах вашей продукции?

- У нас есть поставщики зарубежные, и здесь повышение цены произошло пропорционально изменению курса рубля к доллару или к евро. И мы, конечно же, работаем с этими поставщиками постоянно, для того чтобы снизить стоимость. И они понимают, и они ищут варианты. Но это, но это сложный путь, потому что в этом случае мы должны пересматривать те контракты, которые были заключены ранее на этапе номинирования их в качестве поставщиков на тот или иной автомобиль.

Вторая часть наших поставщиков - она российская. У них в основном повышение стоимости комплектующих произошло в результате изменения стоимости стали. И следующие: есть поставщики в составе узлов и компонентов, которые они поставляют нам. Есть валютные составляющие, стоимость тех или иных материалов. Естественно, мы пересчитываем, учитываем это все и находим то или иное компромиссное решение.

- А какое сейчас соотношение импортных и отечественных комплектующих? И как вы можете изменить это соотношение?

- Мы локализовали производство систем выхлопа отработанных газов, создав совместное предприятие с компанией "Базэл". Второе. Мы организовали совместное предприятие, работаем по созданию ряда совместных предприятий по другим комплектующим. Мы даже организовали совместное предприятие по производству высокоточного высоко претензионного кирпича, потому что его в стране было совершенно недостаточно.

Второе. Двигатель 530-й - это один из самых современных двигателей, который сегодня существует, но и в нашей стране, и очень конкурентноспособный двигатель по всем мире. И в нем достаточно много импортных комплектующих. Но мы сейчас активно работаем над тем, чтобы часть из этих комплектующих производить самим или у наших поставщиков. С другой стороны, это не простой вопрос.

Мы, когда гарантируем своему клиенту 150 тысяч километров и 3 года гарантии, мы гарантируем этот ресурс, понимая надежность нашего автомобиля. И просто так заменить один компонент на другой, не проведя тот или иной необходимый объем испытаний, мы не можем, и обмануть мы его не можем, продав ему автомобиль с одними параметрами, а он ее купит с другими. Поэтому это длительные и достаточно сложные процессы, по которым мы идем. Но здесь, я думаю, что в течение 2015 года каких-то больших революций не произойдет.

- Но когда все-таки можно будет увидеть уже эффект?

- Я думаю, что реально мы увидим эффект от этого уже в 2016.

- Какая сейчас ситуация на автомобильном рынке, особенно в вашем сегменте, и какие у вас прогнозы на 2015 год?

- Наши ожидания, что рынок упадет примерно на 40-47%. При этом наша задача, которую мы перед собой ставим, это как минимум сохранить долю на рынке 50%, но реально мы должны ее увеличить. Из кризиса можно выйти только с новыми продуктами. И, естественно, в сегодняшних экономических условиях это становится гораздо сложнее. Стоимость кредитных ресурсов, она на сегодняшний день для бизнеса неподъемная.

С другой стороны, мы не собираемся останавливать эту программу. Совет директоров утвердил нам инвестпрограмму в районе 4 миллиардов. И, естественно, сегодня произошли определенные изменения, потому что в ряде случаев мы заказываем и оборудование, и комплект, и технологическую оснастку за рубежом. И она подорожала в 2 раза. Поэтому мы не останавливаем проект и сегодня смотрим, какие программы нам нужно в любом случае довести до конца и какие программы, возможно, нам нужно будет перенести на 2016 год. В ряде случаев это будет перенос программ, в ряде случаев мы будем договариваться со своими поставщиками о том, чтобы перенести оплату за выполненную работу на 2016 год.

- А как сейчас продвигается программа перехода на газовый транспорт?

- В прошлом году Минпром инициировал эту программу в апреле месяце. Ну, к сожалению, наверное, у нас в России вот этой бюрократический аппарат, он настолько сложный и работает настолько медленно и неэффективно принимает решения, что окончательно программа была согласована и утверждена только в конце ноября. В результате она сработать не смогла. То есть, пока ее утвердили, пока деньги распределили по регионам, пока регионы стали играть те или иные тендеры, оказалось, что, во-первых, год закончился, во-вторых, техника подорожала.

И сейчас нужно запускать эту программу вновь. Я уже говорил о том, что мы сейчас доводим наш двигатель до соответствующих требований и способности его работать на газу. Второе. Мы понимаем, что в ряде наших регионов есть желание, но нет заправок. Поэтому мы предлагаем не только автомобили, и готовы предлагать не только автомобили, мы готовы предлагать комплексные решения, включая и газовые заправочные станции. И мы считаем, что у этой программы есть большой потенциал, потому что в объеме выручки, ну, наверное, это было в прошлом году не более 8%. А мы считаем, что в России объем потребления техники на газовом топливе должен быть не менее 50%.

- Все-таки когда это будет возможно?

- Если есть желание регионов и есть соответствующее финансирование, то это можно сделать примерно в течение 3 лет.

- Сейчас многие компании сокращают персонал. Какие планы у вашей компании, будете ли вы сокращать персонал в 2015 году?

- Мы довели ту численность, которая нам нужна, на всех наших предприятиях до оптимального уровня. На сегодняшний день ситуация пока складывается благополучно. С другой стороны, мы не понимаем, какая будет ситуация в III, в IV квартале. Поэтому мы активно работаем на сегодняшний день с областными администрациями, выстраивая те или иные программы занятости, которые будут задействованы в том случае, если мы окажемся в ситуации, когда мы вынуждены будем снижать объемы производства.

- Если говорим о пессимистичном сценарии, какие будут действия? Это неполный рабочий день, еще какие-то меры?

- Программа занятости предусматривает несколько направлений. Это и финансирование ряда рабочих мест за счет региональных бюджетов, это переобучение персонала для подготовки его для выполнения тех или иных новых функций. Это программы, связанные с трудоустройством на другие предприятия. Наш персонал нам дорог. Мы достаточно много вложили в его подготовку и в его переобучение. Расстаться с ним - это создать ситуацию, когда завтра мы будем за это платить.

Беседу провела корреспондент ТК "Россия-24" Мария Кудрявцева.

http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу