6 апреля 2015 Живой журнал Журавлев Сергей
Вслед за приостановкой роста инфляции (в годовом сопоставлении), другая поступающая статистика также фиксирует постепенную адаптацию экономики России к шоку, вызванному новыми уровнями цен нефти и обменного курса рубля. Фирма Markit, проводящая в партнёрстве с различными организациями (в частности, для России и других развивающихся стран - с банком HSBC, для США – с ISM и JP Morgan и т.п.) опубликовала, правда, пока еще не полностью, индексы PMI за март. По этому исследованию, частный сектор экономики России хотя и продолжил сжиматься, но уже значительно более медленными темпами по сравнению с рекордным почти за 6.5 предыдущих лет сжатием в феврале.
Кроме того, опрошенные компании давали более оптимистичный прогноз на ближайший год, по сравнению с той, которую можно было видеть на протяжении последних 7 мес. Треть опрошенных в сфере услуг и «некоторое число» (ц) таковых в производстве ожидали даже рост деловой активности в течение следующего года. Это может указывать, что, хотя спад выпуска, возможно, еще продолжится некоторое время, «дно кризиса» в известном смысле уже пройдено, или, во всяком случае, мы находимся не так уж далеко от него, и есть надежда на стабилизацию, по крайней мере, в краткосрочной перспективе.
Из 2-х охваченных исследованием секторов – обрабатывающей промышленности и услуг – спад в первой в марте был скромным (на уровне среднего за 4 последних месяца ухудшения рыночной конъюнктуры в данном секторе, при сокращении новых экспортных заказов и увеличении спроса от внутреннего потребительского рынка), а сфера услуг указала на замедление темпов сокращения в сравнении с почти рекордным спадом в феврале. Правда, результаты опроса, проводимого Росстатом для промышленности, несколько более пессимистичны. Для обрабатывающего производства индекс предпринимательской уверенности (ИПУ) не только продолжил снижение в марте (до уровня, такого же, как в начале вхождения промышленности России в рецессию в ноябре 2008г.), но и темпы этого снижения, во всяком случае, не замедляются.
Тем не менее, в сравнении с ситуацией конца 2008г., темп снижения ИПУ остается невысоким, примерно на уровне середины прошлого или начала позапрошлого года. Другими словами, никакого особо сильного ухудшения восприятия рыночной конъюнктуры в результате «нефтяного шока» не произошло. Как в предыдущие 2 года, хоть по-прежнему мало кто из производственников видит перспективы роста, но и опасений сильного спада тоже нет.
Глобальный индекс PMI для промышленного производства указывал на сохранение в нём скромного, но устойчивого роста. Из изменений можно отметить продолжающийся в последние месяцы рост деловой активности в еврозоне (в Германии и Италии РМI в марте был на уровне 11-месячного максимума, в Испании – даже на уровне, максимальном с июня 2007г.) и ухудшение рыночной конъюнктуры для азиатских и бразильских производителей.
По отчету ISM, индекс PMI для производства США продолжил снижение, хотя всё ещё указывал на рост. Из 18 секторов обрабатывающей промышленности 10 указали на улучшение рыночной конъюнктуры, 7- на ухудшение. Среди факторов, оказывающих негативное влияние на конъюнктуру, опрошенные указывали на снижение цен на нефть, имеющее как положительные, так и отрицательные последствия в зависимости от отрасли, остаточные явления суровой зимы, высокие затраты на медицинское страхование, а также проблемы, связанные с усилением доллара (продолжавшимся до середины марта) для международного бизнеса.
/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу