7 апреля 2015 Вести Экономика
Бывший министр финансов США Лоуренс Саммерс заявил, что США утратили лидирующую роль на мировой арене, уступив ее Китаю и развивающимся странам.
В своей статье в издании Washington Post Саммерс, занимавший пост министра финансов США 15 лет назад (1999–2001 гг.), но при этом по-прежнему являющийся одним из наиболее влиятельных американских экономистов (входит в совет директоров Брукингского института, является членом Совета по международным отношениям, выдвигался на пост председателя ФРС США вместе с Джанет Йеллен), заявил, что властям США необходимо извлечь уроки из того кризиса, в котором они находятся, фактически оказавшись в изоляции по различным финансовым вопросам на мировой арене.
A global wake-up call for the U.S.?
"Прошедший месяц, возможно, запомнится как период, когда США потеряли свою роль гаранта глобальной экономической системы.
В американской истории было много моментов, когда экономическое развитие страны вызывало тревогу, США также часто преследовали только свои интересы. Одним из примеров этого можно назвать отказ от конвертируемости доллара в золото, который был зафиксирован в 1971 г.
Однако я не могу вспомнить хотя бы один пример того, что произошло в марте 2015 г. Мы стали свидетелями создания Китаем крупного финансового института и неспособности США убедить своих традиционных союзников, начиная с Британии, не присоединяться к этой организации.
Подобный провал стратегии и тактики США назревал уже давно, и он должен привести к полноценному пересмотру подхода американских властей к глобальной экономике.
Экономика Китая по своему объему фактически сравнялась с США, на долю развивающихся рынков приходится по крайней мере половина мирового производства – с учетом этих факторов очевидно, что устоявшаяся до этого архитектура глобальной экономики нуждается в переменах. При этом политическое давление со всех сторон изнутри США только усугубило эту ситуацию.
Во многом из-за сопротивления со стороны Республиканской партии США оказались в мировой изоляции, расписавшись в своей неспособности одобрить реформы МВФ, к которым Вашингтон сам призывал в 2009 г.
Кроме того, мы также видим, что давление со стороны демократов привело к постоянным ограничениям по финансированию инфраструктурных проектов посредством существующих банков развития. В результате роль данных организаций в инфраструктурном финансировании заметно снизилась, в то самое время когда для многих развивающихся стран поиск средств на инфраструктурные проекты превратился в одну из основных причин в стремлении привлечь внешнее финансирование.
США не выполняют своих обязательств и блокируют финансирование, которое другие страны хотят получить или предоставить посредством существующих институтов.
Именно на фоне данной ситуации Китай создал Азиатский банк инфраструктурных инвестиций.
Можно спорить о том, какие тактические действия стоило бы предпринять США еще на той стадии, когда Китай впервые выступил с данной инициативой.
Однако теперь главный вопрос заключается в выработке правильной стратегии. На мой взгляд, есть три основных момента, которые американские власти должны учитывать.
Во-первых, власти должны принимать решения коллегиально, на двухпартийной основе, и при этом избавиться от чудовищного лицемерия, не ограничивать себя эгоцентричными мотивами. Пока одна из основных партий США фактически выступает против всех торговых соглашений, а другая блокирует финансирование международных организаций, США не смогут определять развитие глобальной экономической системы.
У других стран есть вполне весомая причина для разочарования в США. Американские власти просят их изменить свои решения в политике и экономике и при этом настаивают на том, что регуляторы, независимые агентства и серьезные юридические решения не находятся под контролем США.
Правомерность американского лидерства зависит от того, смогут ли США отказаться от искушения преследовать свои интересы. Мы не можем рассчитывать на то, что доллар будет сохранять свой ведущий статус в международной системе, если мы будем слишком агрессивными в ограничении его использования, преследуя определенные интересы, которые касаются безопасности США.
Во-вторых, как на глобальном уровне, так и во внутренней политике, интересы среднего класса должны быть поставлены во главу угла.
Сегодня мы довольно часто можем наблюдать картину, когда основными темами являются опасения элиты по таким вопросам, как права интеллектуальной собственности, защита инвестиций, гармонизация регулятивных норм. При этом также заходит речь о моральных опасениях по поводу глобальной бедности. Но по поводу проблем среднего класса не выдвигается практически никаких предложений. Стратегия, которая не служит интересам рабочего класса в развитых странах (и растущего городского населения в развивающихся странах), не будет эффективно работать в долгосрочной перспективе.
И в-третьих, мы движемся в сторону ситуации, когда нет нехватки капитала, но при этом присутствует существенное дефляционное давление, а спрос может оставаться низким в течение довольно долгого времени.
Ни в одной крупной развитой стране мира инвесторы не ждут, что реальные процентные ставки будут намного выше нуля в 2020 г. и что целевые уровни ЦБ по инфляции будут достигнуты. В будущем одним из приоритетов должно стать содействие инвестициям, а не применение мер по сокращению расходов.
Эти предписания – всего лишь начало. Одним из ключевым факторов, на мой взгляд, является то, что будущие историки будут оценивать события прошедшего месяца не как конец одной эры, а как необходимый сигнал для пробуждения".
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу