5 мая 2015 Вести Экономика
Во всех статьях в СМИ, которые рассказывают о возобновляемой энергетике, обычно упускается один очень важный факт. "Зеленая" энергетика существует уже много лет, однако на сегодняшний день нет ни одной "зеленой" энергетической компании, которая по размеру могла бы сравниться с нефтяными гигантами.
Почему так? Солнечная энергия, ветряная энергия и другие возобновляемые источники энергии в лучшем случае добились небольшого прогресса, догнав традиционные источники энергии, даже несмотря на то, что правительства стран во всем мире всеми силами помогали и продвигали возобновляемую энергетику.
В конечном итоге возобновляемые источники так и не смогли догнать традиционные, а также не привели к новой волне создания рабочих мест, как многие ожидали.
Причина этого неоспоримого факта довольно противоречива. С одной стороны, некоторые люди, такие как бывший сотрудник Royal Dutch Shell Адриан Кэмп, полагают, что нефтяные компании просто не смогли вовремя сориентироваться и оказались слишком ограничены, чтобы выйти за пределы традиционной энергетики.
Если основная причина того, что "зеленая" энергетика до сих пор не стала крупным источником дохода, заключается в том, что крупные компании пока просто недостаточно инвестировали в эти технологии, то логично предположить, что эту сферу все еще ждет большое будущее.
Немецкий энергетический гигант E.ON считает, что "зеленая" энергетика может принести значительный доход.
В ноябре прошлого года компания объявила о том, что она намерена сосредоточиться на возобновляемой энергетике, энергоснабжении и разработке потребительских решений.
E.ON также объявила, что ее мощности традиционных источников энергии, а также активы по разведке и добыче будут выделены в отдельную новую компанию.
Такая стратегия является новой среди энергетических гигантов и может стать предвестником аналогичных шагов среди крупнейших игроков энергетического рынка в будущем.
Однако может случиться и так, что ни одна из крупнейших энергетических компаний не последует за стратегией E.ON.
Альтернативное объяснение того, почему энергетические гиганты оказались довольно сдержанными в отношении "зеленой" энергетики, заключается в том, что возобновляемые источники энергии попросту не дают достаточного дохода, для того чтобы рассматривать возможность серьезных инвестиций.
Даже при сегодняшних низких ценах на нефть сотни компаний ищут возможности приобрести права на добычу нефти в богатых запасами районах по всему миру.
Для сравнения, проекты в сфере возобновляемой энергетики очень медленно развиваются, они сопряжены с огромными бюрократическими издержками и отличаются низкой рентабельностью.
Принимая во внимания значительно более высокий уровень рентабельности проектов в области традиционной энергетики, возникает вопрос, а будут ли крупные энергетические компании вообще когда-либо заинтересованы в том, чтобы развернуть свою деятельность в направлении возобновляемой энергетики.
Как полагает заместитель генерального директора Института национальной энергетики Александр Фролов, переход E.ON на «возобновляемые рельсы» вполне понятен. Эта компания была в числе газовых оптимистов, вкладывавших деньги в развитие европейской электрогенерации на голубом топливе.
Для оптимизма были все основания, так как в начале 2000-х годов практически все прогнозы развития ЕС предрекали рост потребления газа, напоминает аналитик. В абсолютных показателях установленная мощность газовых электростанций в ЕС выросла с 2000 по 2014 годы более чем в 2 раза – с 92,9 ГВт до 200,4 ГВт (в 2010 более половины – 28,3 ГВт – вводимых мощностей пришлись на голубое топливо).
"Но в то же время политика Еврокомиссии в энергетической сфере привела к выдавливанию голубого топлива на обочину электрогенерации, так как преимущество при подключении к сетям получили возобновляемые источники энергии (ВИЭ)", - отмечает он.
В нынешних кризисных условиях, когда потребности в электроэнергии снижаются, такой расклад привёл к тому, что газовые оптимисты (особенно в Германии) в массе своей не могут окупить инвестиции в новые генерирующие мощности. Эти компании терпят значительные убытки (чистый убыток E.ON в прошлом году составил более 3 млрд евро). Попытка сыграть на ВИЭ для таких компаний – это естественный ход, полагает Фролов.
Действительно, проблема "зеленой" энергетики заключается в том, что она сопровождалась исторически высокими ценами на традиционные источники энергии, что в итоге привело к еще большему интересу к традиционной энергетике.
Такая крупная компания, как British Petroleum, под руководством Джона Брауна сделала шаг "за пределы нефти" (Beyond Petroleum) и стала исследовать возможности получения прибыли в области возобновляемой энергетики.
Однако все эти попытки в итоге не привели к созданию серьезного нового бизнеса или к существенному росту доходов.
Вместо этого BP, Chevron и другие продали свой "зеленый" бизнес и удвоили усилия в сфере традиционной энергетики.
В целом все выглядит так, как будто компании поняли, что возобновляемая энергетика вряд ли принесет им большой доход, которого будет достаточно, для того чтобы полностью заменить серьезные инвестиции в разработку традиционных источников энергии.
По мнению Фролова, проблема в том, что и для возобновляемой энергетики в ЕС наступили не самые благоприятные времена.
"Авария на АЭС «Фукусима-1» косвенным образом привела к взрывному росту мощностей на ВИЭ в ЕС (из нынешних 88 ГВт установленной мощности солнечных электростанций 61,6 ГВт введены после 2010 года). Но год от года количество новых мощностей снижалось – как в традиционной, так и в возобновляемой энергетике (с 48 ГВт в 2011-м до 28 ГВт в 2014-м)", - конкретизирует он.
"Здесь ещё нужно отметить, что коэффициент использования установленной мощности (КИУМ) у генерации на возобновляемых источниках в разы меньше, чем у традиционной энергетики. Для солнечных и ветровых электростанций КИУМ не превышает 25% (обычно меньше), а для традиционной энергетики этот показатель в 2-3 раза больше (в зависимости от типа электростанции, максимальные показатели – до 80% – у АЭС). Это означает, что 11 ГВт новой генерации в ветроэнергетике примерно равны по эффективности 4-5 ГВт газовой или 3 ГВт в атомной генерации. Так что ставка на ВИЭ со стороны E.ON или любой подобной компании – это прыжок в вагон поезда, который давно уже ушёл," - полагает аналитик.
К счастью, доля газа и угля в объёме установленной мощности ЕС с 2000 по 2014 годы снизилась незначительно – с 41,4% до 40,1%. Это означает, что энергосистема Евросоюза пока достаточно стабильна, и в любой момент, когда того потребует изменившаяся экономическая ситуация, может восстановить позиции газовой генерации, отмечает Фролов.
Вероятно, доля правды есть в обоих вариантах объяснения такого прохладного отношения энергетических гигантов к возобновляемой энергетике. При этом нельзя не отметить, что многие формы возобновляемой энергетики стали частью бизнеса ведущих компаний, которые развивают его вот уже 15 лет.
И за это время очень небольшое количество компаний стали развиваться как компании, которые строят свою деятельность вокруг разработки возобновляемых источников энергии.
Это говорит о том, кто нефтяные компании, такие как Exxon Mobil, прекрасно знают, что делают, когда они выкупают собственные акции, вместо того чтобы инвестировать в проекты в области возобновляемой энергетики.
Вполне вероятно, что Tesla, Solar City и другие инновационные компании в конечном итоге смогут найти способ получать большую прибыль в новых областях энергетики.
Однако это, вполне вероятно, потребует совершенно иного уровня квалификации, чем те, которыми в настоящий момент располагают большинство энергетических компаний.
А в настоящий момент мир до сих пор не создал эффективную модель бизнеса для возобновляемой энергетики. И пока этого не произойдет, "зеленая" революция так и останется несостоявшейся.
3 самые "зеленые" нефтяные компании в мире
Если речь заходит о "зеленой" энергетике, все подразумевают получение энергии с минимальным загрязнением окружающей среды. Лучшими примерами являются солнечная энергия и энергия ветра, и даже крупные нефтяные компании стараются развиваться в этом направлении.
Солнечные и ветряные электростанции позволяют многим предприятиям сокращать выбросы парниковых газов и развивать устойчивую альтернативу ископаемым видам топлива. И они также создают рабочие места, хотя для потребителей такая энергия часто обходится дороже.
И благодаря широкому диапазону коммерческих и экологических выгод лозунг Going Green может выступать в качестве эффективной стратегии снижения риска для некоторых из крупнейших нефтяных и газовых корпораций, пишет Oil Price.
Тем не менее, из-за сокращения прибыли и увеличения волатильности рынка, нефтяные и газовые гиганты, такие как Exxon и BP, отложили или отменили свои "зеленые" инвестиционные планы.
Кроме того, новые инвестиции в экологически чистые источники энергии заметно снизились по сравнению с предыдущими годами. Но некоторые крупные нефтяные и газовые компании по-прежнему вкладывают большие средства в "зеленую" энергетику.
Royal Dutch Shell: сбалансированные инвестиции
Shell является одной из немногих крупных нефтяных компания, которая открыто ставит на "зеленую" энергию.
Благодаря слиянию с BG Shell станет самым крупным и самым мощным производителем сжиженного природного газа в мире.
Конечно, СПГ – это не совсем "зеленая" энергетика, но фонд компании Shell Foundation инвестирует в ближайшие 5 лет $75 млн в чистую энергетику Индии.
В основном инвестиции фонда будут направлены в Индию и Африку. Это одна из самых мудрых инвестиций Shell, так как развитие в Индии позволяет говорить о значительном потенциале сектора солнечной энергетики.
Согласно сообщению Shell Foundation компании на рынке альтернативной энергетики должны потратить 6-10 лет и $5-20 млн, прежде чем начать получать прибыль. И все это время их необходимо финансировать.
Total: инвестиции в солнечную энергетику
Французский нефтегазовый гигант Total – одна из немногих компаний, которая увеличила инвестиции в экологически чистые источники энергии.
В 2012 г. компания Sunpower получила выручку в $2,4 млрд, что сделало ее одним из ведущих производителей солнечных панелей. Total купила 66% в Sunpower, благодаря чему смогла быстро войти в активно растущий рынок.
На самом деле Total стала интегрированным оператором.
Так, California Valley Solar Ranch является одной из самых больших солнечных электростанций в мире, а Sunpower – основной подрядчик и поставщик технологий. Солнечная электростанция имеет мощность 250 МВт, что должно быть достаточно для 100 тыс. домохозяйств.
Total также работает в других областях. Так, в 2009 г. был подписан пятилетний контракт с MIT по разработке высокоэффективной дешевой батареи с длительным сроком службы.
Statoil: ставка на ветер
Норвежская компания стала одним из крупнейших инвесторов в экологически чистые источники энергии.
Будучи крупнейшим акционером Statoil, правительство Норвегии приняло решение увеличить свои инвестиции в возобновляемые источники энергии благодаря использованию нефтяного фонда, объем которого составляет $860 млрд.
По мнению министра финансов Норвегии Сива Йенсена, увеличение подобных инвестиций поможет фонду активнее управлять инвестициями в этой области.
Statoil предпочитает развивать ветряную энергетику. Ветряная ферма в водах Великобритании Sheringham Shoal имеет установленную мощность 317 МВт и может обеспечить энергией примерно 220 тыс. домохозяйств.
Помимо этого компания приобрела 70% в проекте Dungeon, который должен быть запущен к 2017 г. Также Statoil входит в консорциум Forewind, который занимается разработкой Dogger Bank Wind Farm на восточном побережье Йоркшира. Общая установленная мощность этого проекта достигнет 1,2 ГВт. К 2020 г. консорциум планирует достичь мощности в 7,2 ГВт, что может удовлетворить 8% будущих потребностей Великобритании.
Время инвестировать в будущее и максимизировать прибыль
Таким образом, с одной стороны, у нас есть компании, которые, стремясь сократить расходы, отказываются от "зеленой" энергетики и делают акцент исключительно на ископаемых видах топлива. С другой стороны, есть Shell, Total и Statoil, которые ищут альтернативные пути для увеличения прибыли, а инвестиции в чистую энергию могут оказаться одним из таких путей.
При этом Shell и Total недавно объявили о реструктуризации своих торговых и перерабатывающих операций, чтобы максимизировать прибыль. То есть, в конце концов, значение имеют только деньги. Тем не менее эти компании вкладывают большие средства в проекты, которые дадут прибыль только через много лет.
http://www.vestifinance.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу