Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Резервный сырьевой фонд России не нужен. Комментируют Денис Борисов и Вячеслав Буньков » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Резервный сырьевой фонд России не нужен. Комментируют Денис Борисов и Вячеслав Буньков

До конца 2008 года в России может быть создан национальный резервный фонд полезных ископаемых, предназначенный для будущих поколений.Он будет представлять собой перечень участков недр со стратегически важными для страны полезными ископаемыми. Лицензии на включенные в фонд участки будут запрещены к передаче недропользователям до появления специального распоряжения Правительства
5 сентября 2008
До конца 2008 года в России может быть создан национальный резервный фонд полезных ископаемых, предназначенный для будущих поколений.Он будет представлять собой перечень участков недр со стратегически важными для страны полезными ископаемыми. Лицензии на включенные в фонд участки будут запрещены к передаче недропользователям до появления специального распоряжения Правительства.

Насколько целесообразно создание такого фонда, рассуждает Денис Борисов, аналитик инвестиционно-финансовой компании «Солид»:


- На мой взгляд, с проблемой истощения рентабельных запасов нефти и газа Россия может столкнуться уже к 2025-2030 году. Но, во-первых, этот срок может сдвинуться, потому что в будущем на состояние российской ресурсобазы могут оказать сильное влияние ход и успешность геологоразведочных работ, ведь по сравнению с остальными нефтедобывающими странами доля неразведанных ресурсов у нас достаточно высока. По различным оценкам, она составляет от 30 до 70% от текущих запасов, которые находятся в разработке. Потому открытие новых промышленных запасов нефти и газа, о которых мы пока ничего не знаем, вполне вероятно.


Во-вторых, и это напрямую вытекает из вышесказанного, в настоящий момент идея создания такого фонда несколько опередила свое время. Сегодня проблема истощения нефте- и газозапасов еще не стоит очень остро. А потому если будет объявлено о создании резервного фонда, вряд ли он сразу обретет конкретное наполнение. Возможно, пока в рамках создания этого фонда будет производиться какая-то подготовительная работа или что-нибудь подобное.


- Сегодня Россия занимает лидирующие позиции по объему добычи нефти и газа. На ваш взгляд, информация о создании национального резервного фонда полезных ископаемых способна повлиять на мировую конъюнктуру и цены на нефть?


- Конечно,  но вряд ли влияние будет существенным. Здесь все будет зависеть, прежде всего, от размера самого фонда, от того, какие месторождения и на каких условиях будут в него включены. Если этот объем относительно запасов, находящихся в разработке, будет существенным, тогда, безусловно, следует ожидать сокращения нефтедобычи в России и, как следствие, некоторого роста мировых цен на нефть.


Но я не думаю, что национальный резервный фонд окажется настолько всеобъемлющим и масштабным, что это приведет к замораживанию и снижению добычи. В настоящее время Россия крайне заинтересована в том, чтобы поддерживать нынешний уровень добычи, ибо это является гарантией притока валютных поступлений в российскую экономику.


Не видит смысла в создании национального резервного фонда и Вячеслав Буньков, старший аналитик инвестиционной компании «АТОН»:


- По нашим расчетам, при текущем уровне добычи в России запасов нефти хватит еще на 40 лет. С газом ситуация лучше: истощение рентабельных запасов следует ожидать только через 60 лет. Но регион Западной Сибири уже сейчас находится в стадии стагнации: истощение идет по большинству наиболее важных месторождений. Потому сегодня ключевыми регионами становятся Восточная Сибирь, Ямал и шельфы. Однако нефтедобыча на шельфе, особенно, на шельфе Северного Ледовитого Океана, абсолютно неразвитый в России сектор. А насколько мне известно, большая часть месторождений, которые собираются включить в национальный резервный фонд, это месторождения континентального шельфа. Учитывая тот факт, что в отличие от традиционных месторождений там принципиально иные условия добычи природных ископаемых, и в России нет собственных технологий для работы в таких условиях, зачем вообще создавать этот фонд, я не понимаю.


Конечно, у нас сейчас пытаются развивать это направление нефтедобычи. Туда идет большой поток инвестиций, закупается необходимое оборудование. Но я не думаю, что наши технологии достаточно быстро дойдут до такого уровня, чтобы мы могли отнять шельфовые запасы у наших будущих поколений. Скорее, наоборот, когда в России наконец появятся свои собственные технологии, уже подойдет время распечатывать резервный фонд.


Альфия Булатова