17 августа 2015 AfterShock
Американский экономист Патрик Чованец (подозреваю: Хованец) видит в растущем торговом профиците Германии главную причину дисбалансов в Еврозоне. И не он один.
Во время переговоров по третьему кредитному пакету Германия угрожала греческому премьеру Алексису Ципрасу вылетом из Еврозоны. Но американские экономисты видят единственное решение кризиса в выходе Германии.
2014 год Германия закончила с торговым профицитом в 217 мрд евро и встала на второе место в мире за Китаем. Торговый профицит появляется, когда государства тратят меньше, чем зарабатывают на экспорте своих товаров. Такие накопления существенно превышают внутренний кредитный спрос. Эти средства ссужаются другим государствам. Таким образом Германия финансирует страны, тратящие больше, чем они производят и создающие этим торговый дефицит.
Но вместо того, чтобы разгонять мировую экономику, немецкий торговый профицит тормозит рост, пишет экономист Чованец в Foreign Policy. Это издание занимается международной политикой и экономикой и является одним из мнениеобразующих журналов в этой области. Чованец, профессор экономики Колумбийского университета и ведущий стратег одного международного инвестиционного фонда, в своей статье обосновывает тезис, что не Греция должна покинуть Еврозону, а Германия.
"Кризис Еврозоны часто называют долговым кризисом. Но Европа, являясь одним целым, не имеет внешней долговой проблемы, этот долг внутренний: немецкий профицит и растущие долги европейской периферии были двумя сторонами одной медали." Немцы создали слишком большие накопления и общая валюта подтолкнула их к тому, чтобы ссужать эти накопления европейским партнерам, вместо того, чтобы инвестировать в собственную экономику. Страны периферии использовали эти средства для приобретения немецких долговых обязательств. "Это дало немцам иллюзию достатка, в которой реальный труд был заменен на бумажные векселя, которые, возможно, никогда не будут оплачены", пишет далее Чованец.
Так как эти образующиеся перекосы не были исправлены выравниванием денежной политики, страны-должники были вынуждены сдерживать спрос смесью из жесткой экономии и снижением задолжности. Эти меры привели к тому, что торговые дефициты этих стран по отношению к Германии драстично упали. Португалия, Ирландия, Греция, Италия и Испания снизили свой торговый оборот с Германией - в случае с Грецией и Ирландией даже более чем на треть. Экономические перекосы были немного уменьшены, но это было достигнуто ценой роста, заявляет Чованец.
По вине легкой денежной политики ЕЦБ и слабого евро перекосы Европы были перенесены на весь мир. Так немецкий профицит по отношению к США вырос на 49% между 2007 и 2013 годами, при том что дефициты с Китаем (-71%) и с Японией (-78%) просто коллабировали. Так же прошлые торговые дефициты с Бразилией и Южной Кореей переросли в профициты. Но эта стратегия рискована, предупреждает американский экономист, так как Германия исходит из того, что эти страны будут накапливать долг, чтобы покупать немецкие товары.
"Что же делать? Лучшее решение - и наиболее невероятное - выход Германии из евро и удорожание нововведённой марки. Профицит так и так сохраняется, вопрос только в том, куда его ссудить. Хотелось бы ссуживать эти средства внутри и этим инициировать настоящее европейское оздоровление, чем снова закидывать ими иностранцев, для того, чтобы те покупали вещи, которые они на деле не могут себе позволить."
Именитые американские экономисты разделяют требование Чованца к Германии покинуть Еврозону. Так принстонский экономист Ашока Моди в репортаже для Блумберга поддерживает мнение, что Германия, всвязи со своей экономической силой создает неравновесие в Еврозоне. Германии правда нравится роль гегемона в Европе, но она не спешит за это платить. Кроме того бывший глава МВФ обвиняет немецкого минфина Шойбле в том, что тот сломал политическое табу, требуя выхода Греции из Еврозоны.
"Раз уж идея выхода витает в воздухе, имеет смысл посмотреть за настоящую политическую реальность и подумать, кто должен выйти. Если выйдет Греция, и возможно за ней последуют Португалия и Италия, то валюты этих стран сильно упадут. Они не смогут обслуживать свои евро-долги, последуют лавины банкротств. [...] Если же Германия выйдет из Еврозоны - как предложили влиятельные люди, как основатель хэдж фонда Цитадель Кеннет Гриффин, экономист чикагского университета Анил Кашияп и Джордж Сорос - здесь бы не было проигравших", говорит Моди.
В похожем ключе выразился бывший председатель Федерального Резерва Бен Бернанке. Он написал в статье для Института Брукингса, что безработица в Евросоюзе последовательно растет, в то время как в Германии упала до рекордных показателей. По Бернанке, федеральное правительство Германии снижает безработицу через сильный спрос за границей, игнорируя при этом внутренний спрос, что привело к торговому профициту в 7,5% ВВП
По этому Бернанке видит евро не как единую валюту, а как совокупность различно сильных евро-частей связанных между собой фиксированным обменным курсом. Бывший директор ФРС предлагает Еврозоне наряду с фискальным пактом заключить обязующий договор, запрещающий и наказующий торговый профицит. В дополнение он обновляет требование американского минфина Джека Лью к Германии нарастить внутренний спрос с целью усиления мировой экономики.
Так же французские элиты открыто рассуждают о том, что для евро было бы лучше, если бы Германия вышла из Еврозоны. Шахен Валле, бывший советник во французском министерстве экономики, уверен, что спор о Греции приведет к распаду Еврозоны. Вопрос только в том, каким этот распад будет - "в форме упорядоченного выхода Германии или в форме медленного, экономически более разрушительного выхода Франции и стран европейского Юга". Различные политэкономические подходы сопровождаются "всегда просто рождающейся германофобией", говорит Валле.
http://aftershock.su/ (C) Источник
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией | При копировании ссылка обязательна | Нашли ошибку - выделить и нажать Ctrl+Enter | Отправить жалобу