Иранский нефтяной пузырь: стоит ли ждать шторма на рынке «черного золота» » Элитный трейдер
Элитный трейдер

Иранский нефтяной пузырь: стоит ли ждать шторма на рынке «черного золота»

27 августа 2015 Экономика сегодня | Oil
За 2015 год Иран почти не выделял средства на инвестиции в нефтяную отрасль – сообщает агентство Bloomberg.

Член экспертного совета Союза нефтепромышленников России Эльдар Касаев прокомментировал это тем, что у Ирана за годы нахождения под санкциями образовался вакуум финансовых ресурсов, поскольку страна не получала нефтедоллары.

Сам Иран провести модернизацию своей нефтегазовой отрасли не сможет, более того, он не в состоянии достичь тех объемов инвестиций, которые он проводил до эмбарго 2012 года.

Например, глава подразделения стратегического планирования министерства нефти Ирана Саид Гавампур считает, что потребности Ирана в иностранных инвестициях составляет сумму от 100 до 500 млрд долларов.

Более того, помимо экономических проблем, Ирану нужно было решать еще и политические – все мы знаем, какая сейчас обстановка в районе Ближнего и Среднего Востока.

Так что, для того, чтобы поставить свою нефтегазовую промышленность на рельсы, Ирану в любом случае необходимы иностранные инвестиции.

Решение этой проблемы зависит от двух факторов. Во-первых, снятие санкций со стороны США – на осень запланированы дебаты в конгрессе США. Во-вторых, необходима минимизация юридических рисков для иностранных компаний – в настоящий момент, для этих целей идет разработка нового контракта для сотрудничества на лучших условиях с Ираном , поскольку предыдущие условия были не очень благоприятными для масштабных инвестиций.

По сути, до этого контракта у Ирана было только два преимущества – низкая себестоимость добычи и высокое качество нефти: легкая нефть, которую очень просто перерабатывать на НПЗ.

Соответственно, с Ираном сотрудничать выгодно, но нефтяные игроки уже привыкли, что в других странах наличествуют комфортные условия для работы, поэтому иранцам предстоит очень большой труд по привлечению иностранных инвесторов.

При этом, Ирану надо будет как-то решать вопрос с ОПЕК – иранцы уже заявили, что выйдут за установленные картелем квоты по причине нахождения под санкциями, но, в то же время, ряд стран ОПЕК требует сокращения нефтедобычи из-за снижения цен.

По данным Bloomberg, Эквадор стал первой страной ОПЕК, которая начала торговать нефтью себе в убыток. Добыча одного барреля эквадорской марки Oriente составляет 39 долларов, а его рыночная цена на 26 августа – 36,67 долларов.

На счет взаимоотношений Ирана и ОПЕК есть два мнения: первое, что амбиции этой страны станут причиной того, что в картеле возникнет конфликтная ситуация, и второе, что ничего радикального не произойдет, но, по мнению Касаева, истина посередине.

Дело в том, что Саудовская Аравия взяла в свое время квоту, которая предназначалась Ирану, потому что Иран был не в силах поставить такой объем нефти на рынок – это решение позволило сбалансировать спрос и предложение. По такой же схеме саудиты действовали в 2003 году после американского вторжения в Ирак и в 2011 году – после начала гражданской войны в Ливии.

Поэтому, вполне возможно, что Иран получит свою квоту обратно – в картеле предусмотрен такой порядок действий, и, соответственно, общая добыча ОПЕК не будет увеличена.

При этом, надо понимать, что больших объемов от Ирана ожидать не стоит. Во-первых, иностранные инвестиции придут не сразу. Во-вторых, иранцы прекрасно понимают, что не способны поставить на рынок большие объемы нефти, в частности из-за этого их заявления противоречат друг другу – одни чиновники говорят об удвоении добычи, вторые только об увеличении на 500 тысяч баррелей в сутки.

Отсюда следует логичный вывод, что фактор иранской нефти не оказывает какого-либо влияния на нефтяные котировки – считает экономический эксперт Антон Шабанов.

На рынке все понимают, что раньше января следующего года иранская нефть не сможет появиться на рынке. Соответственно, этот аспект никто еще не «отыгрывал» и все, что происходит с нефтью не относится к Ирану – ведь до сих пор непонятно, когда и в каких объемах она будет поставлена на мировой рынок.

Из-за этого непонятно, почему многие эксперты ссылаются на иранскую нефть как драйвер снижения цен на нефть, ведь это то, чего нет, поэтому перед нами не более чем психологический фактор, впрочем, чрезвычайно выгодный для спекуляций.

http://rueconomics.ru/ (C)
Не является индивидуальной инвестиционной рекомендацией
При копировании ссылка обязательна Нашли ошибку: выделить и нажать Ctrl+Enter