Активируйте JavaScript для полноценного использования elitetrader.ru Проверьте настройки браузера.
Геополитика душит экспорт ПО из РФ » Элитный трейдер
Элитный трейдер
Искать автора

Геополитика душит экспорт ПО из РФ

18 сентября 2015 Вести Экономика
Экспорт российского программного обеспечения не дотянул до прогнозов экспертов ассоциации "Руссофт". Это связано с непростой экономической ситуацией в стране и неспокойной геополитической обстановкой.

По оценкам НП "Руссофт", в 2014 г. объем экспорта программного обеспечения и услуг по его разработке в России увеличился на 11% в сравнении с предыдущим годом и составил $6 млрд. В организации ожидали более высоких показателей - $6,3 млрд. Замедление роста экспорта по сравнению с прогнозом связано в основном с ухудшением геополитической ситуации.

Эксперты говорят, что динамика экспорта российского ПО снижается из-за сокращения продаж услуг, предоставляемых зарубежными центрами разработки софта своим материнским компаниям: на 5% в 2014 г. В предыдущие годы объем экспорта таких услуг стабильно увеличивался на 8-12%.

Кроме того, сказываются настороженность иностранных компаний по отношению к закону "О защите персональных данных в РФ" и ухудшение отношений с вендорами из США и Западной Европы, которым принадлежит большинство центров разработки.

В исследовании отмечается, что объем экспорта ПО в России примерно соответствует совокупному размеру продаж российских компаний-разработчиков ПО на внутреннем рынке, которые в 2014 г. составили около $6 млрд. Примерно такой же результат был зафиксирован годом ранее. В рублевом выражении продажи программных продуктов местного производства в России выросли даже с учетом инфляции, которая составила 11,2%.

Возвращаясь к экспорту российского ПО и смежных услуг, стоит отметить, что его доля в общих экспортных поступлениях российских предприятий и организаций выросла до 1,2% в 2014 г. против 1%, 0,88% и 0,8% в предыдущих трех годах соответственно.

Для сравнения, доля продовольственных товаров составляет 3,8% от всего российского экспорта, химической промышленности - 5,9%, машин и оборудования - 5,3%, цветных металлов и изделий из них - 3,2%, вооружений - 3,1%, древесины и целлюлозно-бумажных изделий - 2,3%. Таким образом, можно говорить о высокой значимости российского софта для экономики страны. В прошлом году экспортные доходы России снизились на 5% до $498 млрд.

По прогнозам "Руссофта", который составлен на основе ожиданий участников рынка, в 2015 г. экспорт ПО в России должен вырасти на 16%, а оборот - на 10%. Однако различные факторы могут повлиять как на увеличение этого показателя, так и на снижение, предупреждают специалисты.

В то же время российский рынок облачных решений активно растет, о чем недавно сообщили эксперты IDC. Совокупный рынок операционных облачных услуг в России достиг $336 млн в минувшем году. Это на 38% больше показателя годичной давности. Кроме того, более $120 млн в стране было потрачено на проектные услуги по внедрению облачных решений.

Растущий спрос на облачные услуги в РФ стимулировался прежде всего желанием компаний экономить на построении IT-инфраструктуры посредством замены капитальных расходов на операционные, говорится в исследовании. Крупнейшими поставщиками облачных услуг на российском рынке специалисты называют корпорации Microsoft, Salesforce и IBM, однако доля локальных игроков может увеличиться в ближайшем будущем.

Многие российские провайдеры облачных услуг попытались заморозить рублевые цены на свои сервисы, повысив тем самым их привлекательность. Кроме того, сказываются преференции отечественным поставщикам в рамках плана по импортозамещению. Впрочем, крупные иностранные бренды сохранят свою важную роль, так как полностью заменить их некому.

Крупнейшим сегментом российского облачного рынка остаются публичные облака, к которым в IDC также относят виртуальные частные сервисы. В России публичные облака используются для коллективной работы, управления взаимоотношениями с клиентами, работы с контентом и других некритичных приложений.

Основными потребителями публичных облаков является малый и средний бизнес, в то время как крупные компании предпочитают частные сервисы, внедряя в большинстве случаев так называемые самоуправляемые решения, когда облако реализуется на площадке заказчика и управляется им же, а поставщик оказывает только проектные услуги на стадии построения облака.